Психологические учения 17 века
Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679).
Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий.
В своей философской системе Гоббс пытается раскрыть природу психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все психические явления от ощущений до мысли есть не что иное, как внутреннее противодвижение.
Важную роль в познавательном процессе играет речь. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения). Взятая по отношению к говорящему, речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта. Без речи познание невозможно. Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, но и знак для другого.
Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. Лейбниц постулировал существование эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень представляют монады-души, которым присущи активность и смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и животных. Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают иерархию монад монады ангелов и бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.
Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития человеческой монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), находясь на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа свободно отличает различные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как уровень сознания и самосознания. Таким образом, развитие души, согласно Г. Лейбницу, представляет собой непрерывное движение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.
Душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир лишь запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее стремления и представления врожденные. Их актуализация осуществляется посредством деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, воспоминания и осознания.
Эмпирическая традиция получает свое продолжение в творчестве английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704). Исходным пунктом философско-психологической концепции Дж. Локка явилась критика теории врожденных идей. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии философ показывает, что у людей нет данных им от рождения знаний.
Интересные материалы:
Разновидности эмоциональных состояний
«Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность». [2] Настроение может возникать медленно, пос ...
Социальные нормы и ценности
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, ...
Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенн ...