Новообразования дошкольного возраста

Информация » Проблема кризисов детского развития в работах отечественных психологов » Новообразования дошкольного возраста

Страница 1

К 7 годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса: манерничанье, кривлянье - преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Ребенок, который не знает, какие взять конфеты - побольше или послаще, не находится в состоянии внутренней борьбы, хотя он и колеблется. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Этот кризис саморегуляции, напоминает кризис 1 года. Ребёнок начинает регулировать своё поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии, на внимание к себе, поведение становиться вызывающим. В поведении появляется демонстративная наивность, которая окружающими воспринимается как неискренность, кажется излишне взрослым, предъявляет к окружающим претензии. Для ребёнка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребёнок не владеет своими чувствами; не может сдерживать, но и не умеет управлять ими. Утратив одни формы, он не приобрёл ещё другие. Новообразованием кризиса 7 лет является возникновение личного сознания и конкретной самооценки, комплексы готовности к школьному обучению:

1. Коммуникативная готовность. Заключается в том, что ребёнок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Дошкольник путает эти две сферы, для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

2. Когнитивная готовность. Уровень развития познавательных процессов: внимания. Мышления, памяти, воображения. Ребёнок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить её описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребёнок интерпретирует окружающую действительность. Затем это сказочное мышление разрушается ("Это не по правде!"). когда ребёнок начинает различать быль и не быль, сказка превращается в миф. К возрасту 5-7 лет ребёнок пытается ребёнок пытается осмыслить такие явления как смерть. Мышлению ребёнка этого возраста свойственен анимизм – стремление приписать неодушевлённым предметам или животным человеческие черты. Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искажённая информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Так же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Человек и природа. Язычество
Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши индоевропейские общности народов обживали непроходимые леса, болта, бескрайние степи. Они имели свои знания об окружающем мире, ...

Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе
Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в свя ...

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru