Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием

Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личности ребенка, опираются на механизмы развития нервной системы и психики. При этом под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс поэтапного изменения морфологических структур мозга и функциональных систем психики в зависимости от возраста. Важное значение при этом отводится развитию новых форм сознания ребенка, являющихся основным новообразованием каждого периода жизни.

Развитие как социо-биологический процесс находится под воздействием факторов внешней и особенно социальной среды. В частности, тесный контакт матери с ребенком необходим ему уже с первых дней жизни. Нарушение этого контакта приводит к отклонению в эмоциональном и умственном развитии, являясь часто психогенной причиной задержки нервно-психического развития.

Мозг ребенка содержит определенную генетическую программу развития. При этом чтобы научиться произвольно управлять своими эмоциями, уметь мыслить, анализировать свои действия ребенок должен пройти процесс обучения, освоить навыки познавательной, коммуникативной деятельности и т.д. Формирование жизненного опыта, нравственно-этических ценностей в результате воспитания также обеспечивает адекватное развитие психики ребенка. При этом воспитание и обучение активно стимулирует созревание структур мозга, формирование определенных психологических функций, и в целом, нервно-психическое развитие.

Биологическая программа развития реализуется в конкретной среде, которая может не только активировать ее, но и наоборот, тормозя ее проявления, вызывать отклонения в развитии. Так, например, депривация или негативное воздействие среды способствует значительным вторичным нервно-психическим нарушениям.

В свою очередь, первичные нарушения механизмов мозга будут затруднять процесс обучения и воспитания. Поэтому дети с отклонениями в развитии требуют специальных образовательных условий и технологий. Эти процессы взаимного отягощения или наоборот облегчения деятельности мозга и обучения характеризуются определенной стадийностью и многоуровневостью. В зависимости от стадии нарушения в них будет вовлекаться, например, при глухоте, кроме недоразвитиея слуха – слуховая депривация; недостаточность фонематического оформления речи – речевая депривация; задержка интеллектуального развития – психологическая депривация и т.д. (В.М. Астапов,1991).

Интересные материалы:

Новообразования периода раннего детства
Новообразования характеризуют сущность каждого возраста. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возр ...

Язык жестов и естественный язык
Люди общаются между собой не только с помощью слов, но и посредством телесных движений. Каждый из атрибутов тела, будь то форма, размер, положение или рост, при определённых условиях передаёт некоторое значение. Даже неисполнение жеста, н ...

Ролевая структура семьи
Семья определяется характером главенствования и распределения ролей в соответствии с решаемыми задачами. Главенство, как таковое определяет организацию семьи, ее функционирование, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельност ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru