Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка
4) Социальная А.- это процесс активного приспособления индивидуальности к условиям новой социальной среды; или формирование индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. Является интегративным показателем психологического состояния человека, отражающим его психологические возможности выполнять определенные социальные функции. Можно выделить следующие показатели социальной адаптации:
1) адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
2) гармоничная система отношений и процесса общения с окружающими;
3) способность к трудовой деятельности, обучению, организации отдыха;
4) способность к самообслуживанию в семье и коллективе;
5) изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями окружающих.
При этом важно значение имеет принятие личностью определенных социальных ролей. Неправильное представление о себе и своих социальных связях ведет к нарушению адаптации - дезадаптации, которая, в частности, проявляется социально-психологической изоляцией, снижением успеваемости, неадекватными взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками.
Если говорить об основных формах восстановления адаптации, то биологическая адаптация у аномальных детей связана с усилением функции сохранных систем или за счет применения аппаратуры, улучшающей зрение, слух. Психологическая адаптация достигается методами коррекционной педагогики и специальной психологии, коррегирующих вторичные психологические нарушения. Эти методы, в частности, позволяют рационально воспринимать имеющуюся аномалию, уметь к ней адаптироваться и не обращать на него внимание в повседневной жизни. Социальная адаптация приспосабливает аномального ребенка к полноценной жизни в обществе, среди нормальных детей.
5. Интеграция (с латинского «объединение»)
Для этого используются методы интеграции, которые также можно подразделить на определенные формы:
1) Психологическая - достигается за счет компенсаторного объединения разрозненных ВПФ, для выполнения определенной психологической деятельности. Аномалия обычно вызывает психологическую дезинтеграцию с нарушением связей между различными ВПФ. В частности, эмоционально насыщенная, совместная деятельность и направляемая специальным психологом, позволяет интегрировать нарушенные ВПФ.
2) Педагогическая - объединение аномального ребенка с нормальными детьми в процессе воспитания и обучения. При этом ребенок не должен чувствовать себя изолированным в коллективе и адекватно участвует в совместной деятельности. Активно используется также домашнее обучение и воспитание, а также создание специальных классов в общеобразовательных учреждениях. Это позволяет не изолировать ребенка от семьи, от коллектива нормальных сверстников.
3) Социальная - определение аномального ребенка в соответствующий его возрасту социальный коллектив, с формированием правильного восприятия его со стороны сверстников и преподавателей. Создание позитивных социальных условий в семье, обеспечивающих личностную самореализацию ребенка. Профессиональная ориентация и подготовка аномального ребенка для выполнения определенной трудовой деятельности, других социальных функций в соответствие с его психофизиологическими возможностями.
Интересные материалы:
Внешнее внушение как
средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с по ...
Задача установления интимных отношений
Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте ...
Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения
учащихся
В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Она предст ...