Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка

Страница 2

Специальный психолог занимается определением механизмов психологического нарушения; изучает формы отклонений в развитии определенных видов деятельности ребенка и намечает тактику их компенсации. Этот процесс называется реабилитацией.

Реабилитация (с латинского "восстановление пригодности, способности") - это целенаправленно осуществляемый процесс восстановления функций организма и психологических систем аномального ребенка в пределах его психофизиологических возможностей. Она представляет собой систему медико-психологичесхих, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию, компенсацию нарушенных психических функций, особенностей личностного и социального статуса ребенка. Т.е. в настоящее время в специальной психологии реабилитация является комплексным видом помощи аномальному ребенку.

Существует несколько видов реабилитации

:

1) Психологическая Р

.- это психологическая коррекция психических отклонений, нарушений личности и поведения ребенка. Она предусматривает восстановление психического здоровья, устранение последствий негативных переживаний, психических травм, повышенной тревоги. Использует средства психодиагностики, консультирования, психокоррекции и компенсации.

2) Медицинская Р

.- это устранение или частичная компенсация отклонений развития с использованием медицинских средств восстановления нарушенных функций: лечебная физкультура, физиопроцедуры, медикаментозные средства и т.д.

3) Педагогическая Р

.- это применение методов специального воспитания и обучения аномального ребенка с целью формирования личности, обладающей определенным уровнем знаний, с возникновением дальнейшей профессиональной подготовкой.

4) Социальная Р.-

это применение средств социальной службы для интеграции аномального ребенка в социальную среду, приобщение его к общественной жизни и труду, приспособление к полноценной реализации себя как личности.

Адаптация - (от латинского "приспособляю") - это приспособление строения и функций организма, его психологических систем к условиям среды. Выделяют несколько форм адаптации

:

1) Биологическая - приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, влажности, освещенности и т.д.; а также к изменениям в организме (внутренней среде): к соответствующим заболеваниям или ограничению функции органа. Человек в отличие от животных обладает способностью систем к произвольной психологической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. При этом используются средства физической тренировки, закаливания организма, психофизического тренинга.

2) Сенсорная - приспособление органов чувств к действующим на них раздражителей. Она достигается за счет увеличения или уменьшении абсолютной чувствительности как рецепторов, так и нервных центров анализаторов. Играет важную роль в компенсации аномалий зрения, слуха и т.д.

3) Психологическая - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с социальными требованиями; а также к внутренней психологической жизни индивидуальности в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами. Основные проявления психологической адаптации – это адекватное взаимодействие человека с окружающими и его активная продуктивная деятельность. Средствами ее достижения, в частности, являются образование, воспитание профессиональная подготовка; а при отклонениях в развитии – специальные технологии психокоррекции и реабилитации.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Наблюдение
На протяжении четырёх лет мы наблюдали за тем, что привлекает людей в айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но всех объединяло одно – стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Одни хотели обрести навыки самоо ...

Внешние обстоятельства из жизни невротиков
Среди обстоятельств, всегда повторяющихся в юношеской истории невротиков и, по-видимому, почти всегда имеющих место, некоторые приобретают особую важность, и поэтому я считаю, что их следует особо выделить из других. В качестве примеров т ...

Зависимость развития дисциплинированности от содержания служебной деятельности сотрудников ОВД
Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности различных подразделений органов правопорядка. Задачами милиции являются: -обеспечение личной безопасности граждан; -предупреж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru