Социальная депривация

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Социальная депривация

Страница 1

Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии социальной изоляции ребенок испытывает чувство одиночества, ощущения повышенной тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.

К. Рубиным предложена социоэмоциональная модель регуляции поведения

, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется с участием трех уровней: внутриличностных, межличностных и макросистемных взаимодействий.

1. Внутриличностные взаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психо-физиологические процессы. Сложности детского темперамента (повышенная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают негативные эмоциональные реакции родителей по отношению к ребенку, приводят к социальной изоляции. Наоборот, детские страхи, тревожность, излишняя подвижность, повышенная возбудимость могут быть преодолены за счет заботливого ухода и чуткого отношения со стороны родителей.

2.Межличностные взаимодействия. Оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на потребности, чувства детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется базисное доверие к миру, отмечается усиление его активности в исследовании окружающего мира.

В случае негативных межличностных взаимодействий, когда родители не понимают особенности мотивации своего ребенка; проявляют негативные эмоциональные реакции, у него не возникает доверия к миру. При этом угнетается познавательная активность, снижается самооценку, что приводит к ограничению контактов со сверстниками и взрослыми. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности.

3. Макросистемные взаимоотношения – это, в частности, экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Наличие изменений любых из приведенных психологических взаимодействий вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения.

Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации

. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Автор выделяет три типа нарушений:

1. Характеризуется низкой мотивацией приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса детей к предметному миру. Но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма, интроверсия).

2. Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом: наблюдение за другими издалека или одиночная игра неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются повышенной осторожностью, тревожностью; они обычно скованные, застенчивые, особенно в отношениях с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой поведения ребенка, обидой или сверхконтролем взрослых.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Шизофрения подросткового возраста
Клиническая картина шизофрении у подростков не очень сильно отличается от психопатологии этого заболевания у взрослых. Но так как возрастные отличия все же существуют: разнообразие симптоматики, острота возникновения, частая смена настрое ...

Психологические особенности созависимых людей
Созависимость имеет свои, ярко выраженные, психологические характеристики, своего рода психологическую симптоматику. Выделим наиболее существенные: ¾ неадекватная (чаще низкая) самооценка; ¾ отрицание; ¾ отказ от ...

Особенности отношения к браку
Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость эти ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru