Социальная депривация
Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии социальной изоляции ребенок испытывает чувство одиночества, ощущения повышенной тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.
К. Рубиным предложена социоэмоциональная модель регуляции поведения
, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется с участием трех уровней: внутриличностных, межличностных и макросистемных взаимодействий.
1. Внутриличностные взаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психо-физиологические процессы. Сложности детского темперамента (повышенная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают негативные эмоциональные реакции родителей по отношению к ребенку, приводят к социальной изоляции. Наоборот, детские страхи, тревожность, излишняя подвижность, повышенная возбудимость могут быть преодолены за счет заботливого ухода и чуткого отношения со стороны родителей.
2.Межличностные взаимодействия. Оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на потребности, чувства детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется базисное доверие к миру, отмечается усиление его активности в исследовании окружающего мира.
В случае негативных межличностных взаимодействий, когда родители не понимают особенности мотивации своего ребенка; проявляют негативные эмоциональные реакции, у него не возникает доверия к миру. При этом угнетается познавательная активность, снижается самооценку, что приводит к ограничению контактов со сверстниками и взрослыми. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности.
3. Макросистемные взаимоотношения – это, в частности, экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Наличие изменений любых из приведенных психологических взаимодействий вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения.
Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации
. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Автор выделяет три типа нарушений:
1. Характеризуется низкой мотивацией приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса детей к предметному миру. Но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма, интроверсия).
2. Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом: наблюдение за другими издалека или одиночная игра неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются повышенной осторожностью, тревожностью; они обычно скованные, застенчивые, особенно в отношениях с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой поведения ребенка, обидой или сверхконтролем взрослых.
Интересные материалы:
Группа параноиков
Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на все его повед ...
Особенности восприятия интерьера
Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального восприятия человеком двух видов форм - объемных в пространстве и пространственных.
Под термином "пространственная форма" следует понимать геометр ...
Метод семантического дифференциала
Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является метод семантического дифференциал ...