Сенсорная депривация

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Сенсорная депривация

Страница 1

Глубокие нарушения зрения и слуха у ребенка изменяют взаимодействие биологических, психологических и социальных факторов в его психическом развитии. Прежде всего, нарушается биологическое созревание структур мозга в условиях выраженной сенсорной депривации (изоляции).

Известно, что созревание ЦНС зависит не только от генетического фактора, но и от внешних воздействий. Они воспринимаются сенсорными системами и в виде афферентной информации передаются в центральные отделы анализаторов.

Ограничение специфической сенсорной информации вызывает депривационный (изолирующий) эффект в корковых нейронах. В частности, в зрительной зоне коры головного мозга при слепоте отмечается гибель части нейронов, нарушаются имеющиеся связи между сохранившимися нейронами; снижается общий уровень функционирования других нейронов.

Уменьшение числа и ослабление функциональных связей в проекционных отделах сенсорных систем вызывает не только снижение их функции, нарушая формирование в онтогенезе их нейрофизиологические механизмы, но вызывает нарушение и высших психических функций и интегративной функции мозга (Л.А. Новикова, 1986, Н.Н. Зислина, 1987).

Это оказывает отрицательное влияние на сенсомоторное развитие, формирование когнитивных функций. Отмечается выраженное нарушение адаптивности, эмоциональности, поведения и обучения детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Снижается успеваемость, функции общения и т.д. (В.Н. Чулков, 1986).

Известно, что структура мозга, его вес, форма, выраженность, локализация извилин, борозд на 50% формируются к году жизни и еще на 50% к 20-25 годам. Резкое снижение поступления афферентной информации по определенной сенсорной системе вызывает недоразвитие соответствующих зон мозга, куда эта информация проецируется и под действием которой происходит их развитие. Данная специфическая информация в норме запускает генетические механизмы выработки белков, ферментов, медиаторов, участвующих в синтезе связей между нейронами.

Неспецифическая афферентация оказывает также энергезирующее воздействие, обеспечивая общий уровень психической активации. Поэтому наиболее выраженное недоразвитие отмечается при врожденной или возникающей до года сенсорной депривации, когда отмечаются выраженные структурные нарушения как в проекционной зоне мозга, так и вторично связанных с ней ассоциативных зон.

Зрительная информация составляет 90% от всей сенсорной информации. Поэтому значительное снижение ее поступления вызывает понижение общего уровня функционирования мозга, психической активности. При этом отмечается снижение эмоционального фона настроения, внимания, памяти и других психических процессов. Возникает недостаточность многих ВПФ. Поэтому при сенсорной депривации формируется дефицитарный тип дизонтогенеза.

Любая сенсорная информация оказывает также неспецифическое активирующее воздействие через ретикулярные структуры мозга на все психологические системы. В случае сенсорной депривации происходит недоразвитие данных энергезирующих структур, в результате его вторично страдает эмоционально-мотивационная сфера с ограничением эмоциональных проявлений, изоляцией своих потребностей, упрощением мотиваций, снижением мимической, речевой экспрессии.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой ...

Особенности эмоционального поведения дошкольника
Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний), которыми ребенок чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здор ...

Личностные качества психолога
В деятельности психолога профессиональное и личностное очень часто бывают взаимосвязаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества являются главной составляющей ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru