Развитие специального образования

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Развитие специального образования

Страница 1

«Недостаточно просто любить и выражать истину; нужно любить и выражать истину, преследуя какую-либо высшую цель» Г. Торо

В настоящее время отмечается как существенное изменение социально-психологических условий в обществе в целом, так и особенно в области специального образования. Последнее выступает в роли внутреннего «барометра» системы образования, наиболее чутко реагирующего на динамику экономического, политического и психологического кризиса в нашей стране. Все негативные перемены в обществе в первую очередь отражаются на самой социально незащищенной группе детей - «детей с ограниченными возможностями».

Значительное увеличение числа сирот, детей с девиантным поведением, задержкой психического развития и умственной отсталостью является объективным показателем физического, социально-психологического и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями.

Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта реформирования системы специального образования

» на научно-методическом совете министерства образования РФ мы внесли ряд предложений, которые позднее были детализированы:

1. Понятие «дети с ограниченными возможностями

» носит общесоциальный характер, затрагивая функции, которыми специальное образование не владеет и вступает в противоречие с социальной работой (если не выделить вместе социальную педагогику); с физической культурой (если не отдифференцировать валеологическую педагогику) и т.д. Т.е. смысл специального образования растворяется в безбрежном пространстве «возможностей» детей, которые по тем или иным причинам не реализуются, но находятся в сфере интересов других наук, а отнюдь не самой специальной педагогики.

Она сегодня еще не готова стать той «педологией», которую создавали в начале века П.П. Блонский и В.М. Бехтерев, чтобы интегрировать в себе «все знания о ребенке». Специальная педагогика может быть лишь составной частью такой целостной педагогики, т.к. отвечает за специальное образование детей.

По-видимому, ранее существовавшее понятие «дети с отклонениями в развитии» рационально заменить на более гуманистический и проблемоцентрированный подход к личности ребенка - «дети с проблемами развития», т.к. «отклонение» - что-то «не соответствующее социально-психологической норме». А это определенным образом воспринимается и детьми и их родителями.

2. Необходимо продолжить тенденцию интеграции специального образования.

Особенно в условиях, когда центральный публицистический орган называется «Дефектология», имеется Центральный НИИ «коррекционной педагогики», а наименование научной специальности в этой области - «специальная педагогика». Но существующая механистическая интеграция, которую предлагают некоторые специалисты, отожествляя данные понятия с синонимами, представляется нам значительным упрошением.

Реальная интеграция возможна только на уровне общей теоретико-методологической базы. Сегодня на новом уровне развития науки стала актуальной проблема создания «единого сообщества детей с различными проблемами». Только единство существующего множества подходов к диагностике и коррекции детей с проблемами развития обеспечивает создание интегральной системы технологий специального воспитания и обучения.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Факторы, влияющие на формирование отношений в юношеском возрасте
Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отношений человека является воспитание. Воспитание человека есть, прежде всего, воспитание его отношений.(27,17) Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, ...

Понимание межличностных отношений в психологии
Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих вз ...

Эмоционально – психотерапевтическая функция
Понятие эмоционально – психотерапевтической функции перекликается с понятием психологического климата семьи. Семейный климат складывается на базе нравственных и эмоциональных контактов, а так же психологической и духовной совместимости су ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru