Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики
Руководство службой специальной психологии и коррекционной педагогики осуществляется отделом специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии Главного управления реабилитационной службы и специального образования министерства образования РФ; научное руководство реализуется институт коррекционной педагогики РАО РФ. На уровне Нижегородской области имеется отдел реабилитации детей и подростков департамента образования и науки, обеспечивающего организационную работу. Научно-методическая работа осуществляется Научным институтом развития образования (НИРО), где имеется кафедра коррекционной психологии и педагогики, возглавляемая проф. Сековец Людмилой Сергеевной. На уровне г. Н. Новгорода общее руководство реализует отдел реабилитации в городской администрации.
Основоположником специальной психологии и педагогики в Нижегородском регионе является проф. У.В. Ульенкова, возглавляющая диссертационный совет по психологии НГПУ. С 1996 г. создана интегрированная кафедра специальной психологии и педагогики (зав. кафедрой – проф. О.В. Трошин); в 2001 г. от нее дифференцировалась кафедра коррекционной педагогики (зав. кафедрой – проф. А.Г. Андреев).
Методическую работу и отбор детей во все типы специальных учебных заведений проводят соответственно областная, городская и районные психолого-медико-педагогические консультации. В ПМПК входят представители следующих специальностей: логопед, психолог; врач-педиатр, психоневролог, консультации осуществляют оториноляринголог, офтальмолог.
Участвующие в комиссии врачи определяют или уточняют медицинский диагноз, выделяя имеющиеся у ребенка дефекты и отграничивая их от сходных состояний. В случае необходимости назначают стационарное или амбулаторное лечение.
Психолог и логопед определяют характер затруднений ребенка в обучении, причины и степень неуспеваемости, состояние речи и характер ее нарушений. Комиссия делает заключение о имеющейся аномалии, в целом, и определяет тип учебного учреждения для данного ребенка.
В настоящее время существует дифференцированная система специальных школ для аномальных детей, насчитывающая десять основных типов учреждений. Все они делятся на дошкольные и школьные. Выделяют учреждения для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми формами нарушений речи, умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с девиантным поведением.
Подготовка кадров для коррекционной педагогики осуществляется соответствующими факультетами и отделениями университетов. В г. Н. Новгороде подготовку специалистов по специальной психологии осуществляет дневное отделение НГПУ под руководством кафедры специальной психологии.
Интересные материалы:
Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической ...
Межличностная совместимость и совместная деятельность в группе
Межличностные отношения являются составной частью внутригруппового взаимодействия и рассматриваются в его контексте. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности.
«Межли ...
Типы фрустрационных реакций
Различают следующие типы реакций в ситуации фрустрации.
1) Агрессивность – самый распространенный тип реакции. Адекватная реакция на появление препятствия состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. Агрессия – по с ...