Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Общая структура организации специальной психологии и коррекционной педагогики

Руководство службой специальной психологии и коррекционной педагогики осуществляется отделом специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с отклонениями в развитии Главного управления реабилитационной службы и специального образования министерства образования РФ; научное руководство реализуется институт коррекционной педагогики РАО РФ. На уровне Нижегородской области имеется отдел реабилитации детей и подростков департамента образования и науки, обеспечивающего организационную работу. Научно-методическая работа осуществляется Научным институтом развития образования (НИРО), где имеется кафедра коррекционной психологии и педагогики, возглавляемая проф. Сековец Людмилой Сергеевной. На уровне г. Н. Новгорода общее руководство реализует отдел реабилитации в городской администрации.

Основоположником специальной психологии и педагогики в Нижегородском регионе является проф. У.В. Ульенкова, возглавляющая диссертационный совет по психологии НГПУ. С 1996 г. создана интегрированная кафедра специальной психологии и педагогики (зав. кафедрой – проф. О.В. Трошин); в 2001 г. от нее дифференцировалась кафедра коррекционной педагогики (зав. кафедрой – проф. А.Г. Андреев).

Методическую работу и отбор детей во все типы специальных учебных заведений проводят соответственно областная, городская и районные психолого-медико-педагогические консультации. В ПМПК входят представители следующих специальностей: логопед, психолог; врач-педиатр, психоневролог, консультации осуществляют оториноляринголог, офтальмолог.

Участвующие в комиссии врачи определяют или уточняют медицинский диагноз, выделяя имеющиеся у ребенка дефекты и отграничивая их от сходных состояний. В случае необходимости назначают стационарное или амбулаторное лечение.

Психолог и логопед определяют характер затруднений ребенка в обучении, причины и степень неуспеваемости, состояние речи и характер ее нарушений. Комиссия делает заключение о имеющейся аномалии, в целом, и определяет тип учебного учреждения для данного ребенка.

В настоящее время существует дифференцированная система специальных школ для аномальных детей, насчитывающая десять основных типов учреждений. Все они делятся на дошкольные и школьные. Выделяют учреждения для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с тяжелыми формами нарушений речи, умственно отсталых, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с девиантным поведением.

Подготовка кадров для коррекционной педагогики осуществляется соответствующими факультетами и отделениями университетов. В г. Н. Новгороде подготовку специалистов по специальной психологии осуществляет дневное отделение НГПУ под руководством кафедры специальной психологии.

Интересные материалы:

Основные факторы, влияющие на обеспечение адаптации и мероприятия по выявлению этих факторов
Призыв в ВС, новизна реальностей, для восприятия которых у молодого человека еще не выработана реакция приспособления, изменения привычной и хорошо знакомой деятельности - все это создает поистине экстремальные условия. Поэтому процесс ад ...

Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescence) – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс ...

Учет психологических особенностей личности в профессиональном самоопределении школьников
Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей. Этот же аспект затрагивает ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru