Голосовые оформления речевых высказываний

Информация » Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей » Голосовые оформления речевых высказываний

Страница 1

Существует достаточно большое количество высказываний, в которых определённый вид голоса как бы встроен, то есть который можно произнести только с фиксированными признаками: Да ну?! – голосом более протяжным, чем обычно происходит удлинение конечного гласного; Брысь! – резким, отрывистым голосом; Закон есть закон – разделяя слова.

Команды и приказы отдаются чётким, твёрдым голосом, отрывисто и резко, а напутствия – голосом мягким и тёплым. Фраза У меня срочное сообщение произносится быстро, а оценочные восклицания типа Чушь! Красота! Фантастика! или Кошмар! – голосом отрывистым, громким и резким.

Недовольство передаётся ворчанием, брюзжанием, бормотанием, фырканьем. В случаях с трансляцией чужой речи почти всегда предполагается имитация, порой даже с нарочитым передразниванием голоса говорящего. Ворчание, например, означает «выражение недовольства определённым способом», а именно ворчание реализуется обычным монотонным голосом, подчёркивающим говорение одного и того же. Ворчание также совершается голосом невнятным, размеренным и низким (или более низким, чем обычно).

Во время беседы говорящий, обращая свой голос непосредственно к адресату, облегчает ему восприятие речи. Напротив, говорение речи в сторону от адресата изменяет параметры звучащего голоса, при чём иногда настолько сильно, что может измениться сам голос. Голос говорящего как бы дистанцируется от истинного источника звучания, а потому создаётся иллюзия чужого голоса. Говорение в стороны открывает неплохие возможности для разных голосовых манипуляций.

В момент коммуникации адресату речи часто гораздо важнее понять не столько, что именно сказано, сколько, как сказано. Внимательный, настроенный на партнёра адресат часто вслушивается в речь собеседника не для того, что бы напрягая слух, расслышать что-либо, а для того, что бы услышать, то есть понять собеседника, при чём понять не только высказанное, но и недосказанное и невысказанное. Слабые, едва заметные голосовые модуляции, быстро меняющиеся в ходе общения, слушающий крайне редко успевает подвергнуть рациональной, интеллектуальной обработке. Понять что-то, а тем более кого-то, можно лишь подвергнув всю сумму полученной и имеющейся информации активной обработке разумом и поместив результаты этой обработки в своё сознание.

Голос является и органом – источником производимых звуков, и инструментом речи, голос служит надёжным средством выражения эмоций и отношений между людьми и их речевыми действиями. В голосе можно услышать испуг и торжество, дрожание и металл, печаль и радость, а также слёзы и смех – типичные внешние проявления многих эмоций. От волнения горло сжимает, гортань немеет, и голос становится дрожащим, подчас хриплым, тогда как от счастья, хотя горло не расширяется (в русском языке сочетание горло расширяется не используется для передачи эмоций), голос становится высоким и звонким. Пользуясь голосом как инструментом, мы легко выделяем в речевом потоке нужные нам смыслы, слова и более крупные единицы, ср. такие выражения, как выделять голосом, подчёркивать голосом что-либо.

Голос относится к тем устройствам или органам, которые способны сами по себе передавать актуальное эмоциональное состояние человека. Можно, например, говорить взволнованно, возмущённо, тихо, сердито, то есть взволнованным, возмущённым и т. п. голосами, - голосами, связанными с чувствами и эмоциональными отношениями, но нельзя говорить звонко, высоко или дребезжаще (при правильном говорить звонким, высоким или дребезжащим голосом).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Особенности ведения переговоров с партнерами из Америки
Американцы характеризуются крайней прагматичностью. Они достаточно сильны, чтобы обладать уверенной позицией на переговорах. Они не делают ничего, что не приносит им выгоды, не склонны делать "лишнюю" работу. Торг с американцам ...

Соотношение интеллектуальных и творческих способностей как психологическая проблема
В данном параграфе мы попытаемся осветить вопрос о соотношении интеллектуальных и творческих способностей. Под словом «соотношение» обычно понимают: - отношение; - взаимная связь между чем-нибудь1. Поэтому соотношение интеллектуальных ...

Генетика трехкомпонентной структуры темперамента
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт. Анализируя динамические особенности поведения, удовлетворяющие общепризнанным критер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru