Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий
Интересное исследование было проведено детской тестовой лабораторией журнала "Мир ПК" относительно степени утомляемости зрительной системы детей при трех различных видах нагрузки: работе на компьютере в течение 10-12 минут, в течение 13-18 минут и после пяти уроков в школе. В эксперименте участвовало 150 детей 7-8 лет, многие тестировались по несколько раз. Были использованы мониторы марки Samsung Sync Master, 15 G/l, снабженные защитными экранами. Были получены следующие результаты.
1. При увеличении времени работы на компьютере с 12 до 18 минут усталость детей резко возрастает и превышает усталость после целого учебного дня. Отсюда был сделан вывод, что длительность непрерывных занятий на компьютере для детей этого возраста не должна превышать 15 минут.
2. Реакция детей на нагрузки индивидуальна. Даже при самой утомительной работе образовывались три примерно равные по численности группы: практически не уставших, уставших средне и сильно уставших детей.
3. Правый и левый глаз по-разному реагируют на нагрузки. Правый глаз оказался устойчивее к небольшому напряжению и сильнее уставал, когда объем работы увеличивался. Как утверждают офтальмологи, у человека один глаз является "рабочим". По-видимому, таковым является чаще правый глаз [7,6].
Психолог Т. Шишова также отмечает: «Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не менее 60см в ширину. Старые модели мониторов, (примерно 5-летней давности) намного утомительнее для глаз, чем современные, выпущенные известными фирмами». Необходимо также следить за тем, «чтобы ребенок во время работы не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение,…особенно опасны для здоровья компьютерные классы, где столы с компьютерами стоят друг за другом, как школьные парты, и за спиной у ребенка оказывается задняя стенка монитор. Ведь современные мониторы современные мониторы сконструированы так, чтобы максимально снизить излучения от экрана. А это, соответственно, увеличивает излучение в других направлениях. Специалисты советуют расставлять в таких классах столы «в шеренгу» [27].
Приведенные в этом разделе рекомендации являются обязательными для учета при компьютерном обучении (хотя нормы изменяются из-за новых мониторов). Необходимо регламентировать время работы и игры за компьютером, особенно в младших классах. Этот учет должен осуществляться не только во время одного урока, но учитывал суммарную продолжительность компьютерных занятий в течение всего дня, недели. Полезными можно считать рекомендации касательно физических упражнений в промежутках между занятиями.
Интересные материалы:
Физиологические основы восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбужд ...
Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической ...
Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие:
· Ранимость, обидчивость.
· Низкая способность к принятию, осознанию и в ...