Состояние проблемы исследования
Демократические преобразования в нашей стране, привели к появлению «политического рынка». Выход Федерального Закона Российской Федерации о политических партиях и всевозрастающая роль партий, как структурообразующих элементов политической системы современного российского общества, а также повышение общего уровня политической культуры населения актуализировали вопрос изучения процессов и психологических феноменов восприятия политических партий и их лидеров и формирования отношения к ним. Проблема политического имиджа изучается и разрабатывается на стыке разнообразных научных дисциплин: политологии, социологии, социальной и политической психологии и др.
Имидж - это особый вид психического образа. Поэтому изучение феномена имиджа основывается на базисных исследованиях психологии образа в общей психологии (Б.Г.Ананьев, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, Д.А.Ошанин, С.Л.Рубинштейн, С.Д.Смирнов, и др.). Также теоретическую основу исследований составляют теории и концепции социальной и политической психологии, имеющие принципиальное значение для понимания сущности и содержания психологических особенностей имиджа политических партий (Г.М.Андреева, Г.Г.Дилигенский, Б.Д.Парыгин, Т.Шибутани, П.Н.Шихирев и др.).
В социальной и политической психологии определено предметное и объектное поле изучения политического имиджа - психологические аспекты, закономерности формирования и функционирования эффективного политического имиджа. В настоящее время имеется немало исследований политического имиджа, которые концентрируются по нескольким направлениям.
Первое детально изученное и разработанное направление политического имиджа - имидж политического лидера, связанное с изучением психологических моделей и технологий, формирования эффективного имиджа политического лидера (Е.В.Егорова-Гантман, В.М.Шепель, В.Г.Зазыкин, Г.Г.Почепцов, Р.Ф.Фурс и др.). Разработаны различные технологии и психологические модели политических имиджей, в основном, для политических лидеров, существенно меньше исследований имиджа политических партий.
Во втором направлении комплексно рассматриваются различные аспекты имиджа политической системы с точки зрения философского, социологического и политологического анализа (С.Е.Ананьева, О.П.Березкина, О А.Малаканова, Н.В.Трошина и др.).
Третье направление - изучение технологий формирования имиджа политической партии и политических движений в электоральном процессе, в предвыборных кампаниях, преимущественно, разрабатывалась в политологии (А.В.Гармонова, З.М.Зотова, Г.Г.Почепцов и др.).
В политической психологии изучена проблема психологического содержания понятия «партия» (А.И.Юрьев, Г.В.Голосов, З.М.Зотова и др.), психосемантический анализ позиций, программ и ценностных ориентиров российских политических партий и общественных движений (В.Ф.Петренко, О.В.Митина, М.В.Новикова-Грунд и др.), «социально-психологические проблемы современного политизированного движения» (Г.М.Швец и др), исследования имиджа политических партий и объединений в электоральном процессе (А.В.Гармонова), исследования имиджа политических лидеров (С.Голдмен, Е.В.Егорова-Гантман, В.Г.Зазыкин, Р.Ф.Фурс, И.Э.Белоусова, Е.Б.Шестопал, Г.Г.Почепцов, Л.Я.Гозман и др.), психологическая концепция общения и механизмов социальной перцепции (Б.Г.Ананьев, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.), положение о мифологизированности и политизированности современного общественного сознания (А.К.Уледов) [8].
Интересные материалы:
Учение Аристотеля о душе
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме.
Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть ...
Этапы современного развития
1) Лечебный (первая половина 19 века). Выявление и лечение детей с грубыми дефектами зрения, слуха, выраженными психическими нарушениями.
2) Педагогический (вторая половина 19 века). Начало образования детей с выраженными дефектами разви ...
Мотивы и тактика конфликта
Мотив конфликта –
это внутренняя, побудительная, субъективная сила, подталкивающая субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотив проявляется в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Мотив причина того или ин ...