Социальная геронтология как наука о проблемах пожилых людей в обществе
Исследование процесса старения, являющееся предметом изучения различных психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения замедляется, а впоследствии переходит в стадию регресса. Сам по себе процесс старения, очевидно, наблюдается с процесса становления и развития человека. "Уже в возрасте 20-30 лет в человеческом организме протекают инволюционные процессы, которые геронтологи определяют, как длительный биологический процесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационных возможностей организма" [13]. Процесс старения заложен в генетическую программу и обусловливает использование как энергетического, так и психологического запаса человека. При этом совокупность работы биологических органов человека выстраивается таким образом, при котором интенсивное использование одних органов приводит к качественному изменению функционирования других, следствием чего является остановка функционирования системы в целом. А, следовательно, проблема старения – это проблема гармоничного функционирования биологической системы, которая невозможна без соответствующего социально-психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающем его социальном пространстве.
Необходимо найти и разработать пути для преодоления и нейтрализации тех дисгармоний, которые возникают между биологической и социальной сторонами человеческой природы, между желаниями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвовать в жизни своих близких. В этом гуманистическая направленность геронтологии [11]. Чисто биологический подход к старению человека характеризует отношение к человеку как пассивному объекту экспериментального или терапевтического воздействия. Б.Г. Ананьев обосновал необходимость комплексного подхода к процессу старения. В философской, геронтологической, психологической литературе отсутствует четкое определение того, кого можно отнести к понятию "старый" [4]. "Если первые 25-30 лет жизни человека детально изучены, разбиты на многочисленные стадии и этапы, в рамках которых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительный отрезок поздней жизни выступает недифференцированным, расплывчатым, во многом непознанным" [5]. Однако некоторые авторы пытались выделить отдельные стадии старения, которые мы рассмотрим ниже.
"Отрезок поздней жизни" можно лишь условно разделить на пожилой возраст, старость и долгожительство. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения предложило возрастную классификацию, согласно которой пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 75 лет, у женщин – с 55 до 75 лет, семидесяти пятью годами датируется начало старости. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. Но это лишь решение проблемы определения биологического возраста. Государство определяет свои рамки для регулятивных целей, например, возраст, когда люди прекращают работать и начинают получать пенсию. Нет четкой характеристики и определения "пожилой человек". Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. А. Швартц определяет его как "идиосинкратический" (уникальная характеристика личности) [16]. И.С. Кон обращает внимание на то, что возрастные процессы протекают неравномерно и гетерохронно. При этом закон гетерохронности развития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. "Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития" [14].
Интересные материалы:
Возможности развития коммуникативных навыков личности в школьном возрасте
После рассмотрения трудностей общения естественно возникает вопрос о путях и предотвращения и средствах коррекции.
Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл ...
Основные функции бытовых касаний в акте общения
Можно выделит следующие функции бытовых касаний в коммуникативном акте:
1. Выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста;
2. Отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимн ...
Умственное развитие в раннем детстве
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у детей является их чувственно – двигательная активность. Период умственного развития Пиаже разделил на шесть стадий. Четыре из них ребёнок проходит до года. Пятая стадия – третич ...