Язык глаз в коммуникации людей разных культур
В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:
1) «односторонний взгляд», взгляд одного человека на другого (но не на лицо);
2) «взгляд в лицо» – взгляд одного человека на лицо другого;
3) «прямой взгляд (в глаза)»;
4) «совместный взгляд» - взгляд партнеров друг другу в лицо;
5) «контакт глаз» или «визуальный контакт» - оба партнера осознанно смотрят в глаза друг другу;
6) «избегание взгляда» - ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;
7) «пропуск взгляда» - не имея явного намерения избежать контакта глаз, несмотря на партнера.
Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.
Адресат всегда обращает внимание на прямой взгляд в глаза, обычно трактуя его как взгляд вызова, как взгляд гипнотический или агрессивный. Прямой взгляд приводит адресата в состояние возбуждения и ставит его в затруднительное положение. Согласно этикетным нормам, прямой взгляд должен быть очень коротким по длительности, а потому, если партнеры смотрят так друг на друга дольше, чем принято, и при этом, по крайней мере, у одного из них нет каких-либо установок и целей, которые с обязательностью требовали увеличение времени воспроизведения данного жеста, то через какое-то непродолжительное время оба партнера почти одновременно прерывают этот взгляд, отводя глаза.
Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие не нужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров.
Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна. (Крейдлин 2002, 405)
Основные коммуникативные функции глаз:
1. когнитивная (стремление передать глазами некоторую информацию и прочесть информацию в глазах партнёра по коммуникации);
2. эмотивная (выражение глазами и считывание с глаз испытываемых чувств);
3. контролирующая (осуществление глазного мониторинга с целью проверки, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла, и др.)
Интересные материалы:
Слабослышащие дети
В отличие от глухих детей они обладают остаточным слухом, который могут эффективно использовать в процессе обучения и для общения с окружающими. При врожденной не диагносцированной тугоухости к концу первого года снижается интенсивность п ...
Организация работы по психологическому обеспечению
адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям
службы по призыву
Проанализировав научные данные и подходы к проблеме средовой адаптации военнослужащих, используя полученные нами в ходе специального исследования результаты, мы считаем необходимым сформулировать определенные рекомендации по повышению эфф ...
Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взр ...