Мнемические способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Мнемические способности

Страница 5

Первый уровень — этап додеятельностной памяти. На этом этапе ФСМС не сформирована- Запоминание совершается с опорой на функциональные механизмы, так как операционные механизмы еще не появились. Осуществляется перцептивная обработка запоминаемого, но этот процесс нецеленаправленный, слаборегулируемый. На первом уровне развития мнемических способностей регулирующие механизмы еще не сформированы. Существует внешняя регуляция со стороны мотивационной сферы личности, что выражается в желании личности запомнить, в стремлении сосредоточиться, быть внимательным.

Второй уровень развития мнемических способностей характеризуется рядом существенных особенностей, отличающих его от предыдущего уровня. Главная, определяющая качественно иную специфику этого уровня особенность — появление операционных механизмов в структуре памяти- Операционные механизмы мнемических способностей функционируют преимущественно на перцептивном уровне. В качестве этих механизмов выступают ассоциации, группировка, распределение по объему, по времени, в пространстве, перекодирование, выделение опорного пункта по внешним признакам и другие способы обработки запоминаемого.

Третий уровень развития мнемических способностей — этап, на котором можно процесс запоминания рассматривать как деятельность, так как сформированы все компоненты ФСМС, операционные механизмы представляют собой системы действий: ориентировочных, программирующих, контролирующих, корректирующих, принятия решения и оценки, антиципирующих. Это создает основу для возникновения и развития регулирующих механизмов, поскольку внутренний контроль формируется как результат взаимодействия функциональных и операционных механизмов. Сущность развития мнемических способностей на третьем уровне заключается в появлении внутреннего контроля процесса запоминания благодаря формирующейся системе функциональных и операционных, механизмов.

Четвертый уровень развития мнемических способностей характеризуется завершением формирования ФСМС. При этом операционные механизмы представляют собой развитые системы действий. Субъект умеет обрабатывать материал на любом уровне анализа запоминаемого, причем при доминировании мыслительной обработки. На этом этапе наиболее заметна интегрирующая роль мышления- Но доминирующая регуляция запоминания "сверху11 не исключает интеграции уровней запоминания "снизу". На первом этапе субъект не оперирует образом запоминаемого, он оперирует объектом. На втором этапе появляется возможность оперировать образом, но совершаемые действия направлены на то, чтобы запомнить материал таким, какой он есть. На третьем этапе субъект способен структурировать, копировать, достраивать и т.д. запоминаемое, т.е. манипулировать содержанием материала о целью запоминания. На высшем уровне развития мнемических способностей субъект использует все имеющиеся у него способы обработки запоминаемого при регулирующем воздействии мышления. Этот этап характеризуется появлением регулирующего механизма мнемических способностей, выражающегося в том, что контролирующие, программирующие действия уже не представлены так выпукло, как на предыдущем этапе.

Движущие силы развития мнемических способностей связаны с противоречиями между требованиями деятельности и жизнедеятельности и невозможностью выполнить эти требования при наличном уровне мнемических способностей.

Психологической сущностью, предметом психологического изучения деятельности является функциональная психологическая система деятельности, формирующаяся на основе индивидных качеств и реализующая цель деятельности. В проведенных исследованиях получены следующие важные результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Управление процессом дисциплинирования сотрудников ОВД в процессе воспитательной и кадровой работы
Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии: - уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в ...

Восприятие цвета в пространстве
В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В других видах творчества цвет служит уже дополнительным средством, имеющим как бы прикладное значение для подчер ...

Понятие агрессия, основные теоретические подходы
В науке существует различное множество определений агрессии. В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выраже ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru