Мнемические способности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Мнемические способности

Страница 1

Представляемые далее результаты были получены нами совместно с Л.В. Черемошкиной. В частности, можно высказать предположение, что конкретные операционные механизмы мнемических способностей носят общий (генерализованный) характер и, по всей вероятности, с разной мерой полноты их можно наблюдать и при изучении других познавательных способностей.

Понятие "шгемические способности". Психология памяти имеет богатую историю. Ретроспективный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о многочисленных попытках определить их сущность под разными углами зрения. Л.С. Выготскому принадлежит мысль о том, что память означает использование и участие предыдущего опыта в поведении человека в настоящем времени. Этот перспективный тезис экспериментально развит Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия. Понятие памяти как действия или как деятельности — самое значительное достижение психологии памяти 30-х — 40-х годов. Благодаря новым взглядам появилась возможность исследовать не только результаты запоминания (как, например, Г. Эббингауз), но и саму деятельность запоминания, ее внутреннее строение. Память рассматривалась как продукт исторически развивающейся предметной деятельности, т.е. был сформирован новый методологический подход, суть которого состоит в том, что память превратилась в предмет исследования, а деятельность выступила в качестве объяснительного принципа ее развития и функционирования.

Введение в структуру памяти "стимула-средства" привело к пересмотру не только структуры процесса памяти в целом, но и его состава, что повлияло на проблематику дальнейших исследований. В экспериментальных работах, посвященных процессу памяти, достаточно четко выделяются два главных подхода: изучение памяти как следа (Г. Эббингауз и др.) и памяти как действия. Говоря о деятельностном подходе к проблемам психологии памяти, оказавшем сильное влияние на отечественную и европейскую психологию, анализируя многочисленные исследования, выполненные в его рамках, нельзя не отметить, что по существу здесь выделяются две проблемы; память и деятельность и память как деятельность. Ряд авторов отмечает, что проблематика психологии памяти к началу 60-х годов растворилась в изучении других психических процессов или различных деятельностей: игровой, учебной, трудовой, спортивной, благодаря чему выяснились многие закономерности функционирования памяти. А.А. Смирнов указывал, что роль понимания при запоминании общеизвестна, и подчеркивал связь запоминания и процессов мышления, которые в этом случае выступают как средство более глубокого и отчетливого понимания материала. Более того, мыслительная деятельность "в ее самых разнообразных и сложных проявлениях" составляет психологическое ядро воспроизведения.

Экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала выяснили, что события, оцениваемые испытуемым как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, нежели нейтральные. Эксперименты по изучению влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала подтверждают эту связь. Результаты изучения памяти в таких направлениях, как память и мотивация, память и установка, влияние социальных условий на ее развитие в онтогенеае, данные исследований продуктивности памяти в зависимости от вида и характера деятельности, характера и строения экспериментального материала (последнее направление имеет наиболее богатую историю), а также исследований интерфункциональных связей с другими психическими процессами дают основание для системного анализа процессов памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Компенсация и обучение
Компенсация (с латинского - возмещение, уравновешивание)-это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных функций ребенка. Он связан с механизмами приспособления организма, психики к среде вследствие врожденных или приобретенных ( ...

Функции, структура и динамика семьи
Отечественная социальная психология рассматривает семью как малую группу со специфическим целевым назначением, в первую очередь семья является коллективом, поскольку ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является социально значимой ...

История психоанализа в России. Краткий обзор судеб его сторонников
С начала 10 и вплоть до 30-х годов психоанализ был одной из важных составляющих русской интеллектуальной жизни. В многоцветной мозаике быстро развивавшейся культуры необычные идеи Зигмунда Фрейда воспринимались быстро и без того ожесточен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru