Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологического образования

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Профессиональное самоопределение как элемент школьного биологического образования

Страница 1

Проблема профессионального самоопределения школьников является одной из методических проблем. Важность ее решения выступает как особый инструмент в развитии способностей школьников, формировании опыта деятельности, подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к успешной и творческой профессиональной деятельности.

Проанализировав психолого-педагогическое содержание понятия “профессиональное самоопределение”, можно установить, что его технологические аспекты координируются с понятием практической направленности обучения. Это подтверждается тем фактом, что для профессионального самоопределения имеют значение многие умения, приобретаемые в процессе обучения биологии.

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни.

В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов. Например, за компанию с товарищами, по совету взрослых и т. д. Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом они считают, что располагают достаточной информацией, и именно этот фактор указывает в качестве основного, обосновывая свой выбор профиля дальнейшего обучения. Именно поэтому основной задачей современного образования в целом и уроков биологии в частности является полноценной описание всех возможных профессиональных выборов, которые могут совершить учащиеся.

Практическая направленность обучения при этом - это одновременно и обеспечение связи обучения с жизнью, и укрепление связи теоретических знаний с практикой (умением решать конкретные задачи), и раскрытие практического значения изучения вопросов функционирования различных биологических систем.

Связь обучения с жизнью — один из дидактических принципов школы. Особенно важна связь с текущими событиями на уроках и во внеклассной работе по биологии. Школьный курс биологии всем своим содержанием обеспечивает связь обучения с жизнью. [9]

В задачах реформы школы указывается, что учащиеся должны уметь правильно объяснять явления природы. Понимание включает знание практического значения изучения объектов и явлений (понятий). По каждой теме говорится о значении получаемых знаний, о том, как и где они применяются. Раскрытие практического значения знаний, изучаемых на уроках биологии, способствует более глубокому усвоению основ биологических наук, усилению практической направленности трудового воспитания. Учащиеся должны убедиться, что знание законов природы, изучаемых в школьном курсе биологии, необходимы для рационального использования природных ресурсов, для охраны окружающей среды, для разработки и осуществления планов преобразования природы.

Развитие направленных познавательных интересов учащихся, подготовка их к сознательному выбору профессии - одни из главных задач школьной биологии.

В процессе изучения биологии имеется возможность дать учащимся представление о различных профессиях, специальностях, то есть осуществить профессиональное просвещение. В кабинетах биологии можно встретить стенды с информацией о различных профессиях и их связях с биологической наукой.

Чтобы у школьников не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, следует раскрыть и сложности, трудности работы в данной области. Но самое главное - раскрытие ее значения, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям. Нет престижных и непрестижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности - это люди, отлично знающие свое дело, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Основные характеристики толпы
Изучая работы Гюстава Лебона («Психология масс и народов», 1998г. и «Толпотворение», 1999г.) можно выделить некоторые характеристики толпы. Во многом можно найти сходство с мнениями такого Австрийского психолога, как Зигмунд Фрейд и Франц ...

Особенности переживаний и представлений о прошлом, настоящем и будущем во время беременности
Период беременности является важным этапом психологической адаптации женщины к материнской роли, содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства при ...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru