Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике
Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок, взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому здесь от педагогов требуются и такт, и высокий профессионализм, и активное противостояние психолого-педагогическому «любительству» и знахарству.
Следуя всему вышеизложенному, можно определить следующую компонентную структуру профессионального
самоопределения, соотносимую с рассмотренной ранее структурой профессионального самоопределения как процесса:
1) ценностно-смысловой компонент:
Þ осознание и оценка ценности честного общественно-полезного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);
Þ осознание необходимости профессионального образования;
Þ общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора); общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране ипрогнозирование ее изменений, в том числе престижности выбираемойдеятельности и всего образа жизни;
Þ выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;
2) целевой компонент:
Þ выделение, осознание и постановка для себя дальнейших намеченных целей и их согласование с другими жизненно важными целями;
Þ выделение ближних и ближайших профессиональных целей, как этапов ипутей к главной цели;
Þ знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основавыбора);
3) познавательный компонент:
Þ знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять науспешность достижения целей, соотнесение их с желаемым;
Þ знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выборупрофессии;
Þ знание внешних препятствий на пути к целям, всего того что можетпомешать в профессиональной самореализации;
Þ знание способов преодоления внешних препятствий;
4) деятельностный компонент:
Þ наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основномуварианту);
Þ реализация намеченных целей, устранение собственных выявленных недостатков, которые могут повлиять на достижение целей;
Þ начало практической реализации профессиональной перспективы. [23]
Итак, профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.
Интересные материалы:
Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД.
1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...
Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции?
Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить ...
Медитация как средство изменения сознания
В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием форму ...