Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Страница 4

Активность профессионального самоопределения (а, следовательно, самооценок, взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Поэтому здесь от педагогов требуются и такт, и высокий профессионализм, и активное противостояние психолого-педагогическому «любительству» и знахарству.

Следуя всему вышеизложенному, можно определить следующую компонентную структуру профессионального

самоопределения, соотносимую с рассмотренной ранее структурой профессионального самоопределения как процесса:

1) ценностно-смысловой компонент:

Þ осознание и оценка ценности честного общественно-полезного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения);

Þ осознание необходимости профессионального образования;

Þ общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора); общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране ипрогнозирование ее изменений, в том числе престижности выбираемойдеятельности и всего образа жизни;

Þ выделение главных личностных смыслов в выбираемой деятельности;

2) целевой компонент:

Þ выделение, осознание и постановка для себя дальнейших намеченных целей и их согласование с другими жизненно важными целями;

Þ выделение ближних и ближайших профессиональных целей, как этапов ипутей к главной цели;

Þ знание конкретных выбираемых целей (микроинформационная основавыбора);

3) познавательный компонент:

Þ знание своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять науспешность достижения целей, соотнесение их с желаемым;

Þ знание путей преодоления своих недостатков и подготовки к выборупрофессии;

Þ знание внешних препятствий на пути к целям, всего того что можетпомешать в профессиональной самореализации;

Þ знание способов преодоления внешних препятствий;

4) деятельностный компонент:

Þ наличие резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основномуварианту);

Þ реализация намеченных целей, устранение собственных выявленных недостатков, которые могут повлиять на достижение целей;

Þ начало практической реализации профессиональной перспективы. [23]

Итак, профессиональное самоопределение личности можно рассматривать как сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Профессиональное самоопределение – это степень самооценки себя как специалиста определенной профессии, содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием, важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 

Интересные материалы:

Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и разв ...

Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Если коммуникативный процесс р ...

Информационные технологии как коммуникационный инструмент
В следующей части работы кратко остановимся на проблемах использования компьютера и информационных технологий в целом в качестве коммуникативного инструмента. В последнее время Интернет, единственная система, на которую не распространяетс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru