Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике

Страница 1

Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи.

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели государственный статус). В достаточно популярном в то время издании «Кающийся энциклопедист» (1900) был раздел, специально посвященный выбору профессии, и даже выделены четыре типичные варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. Уже в дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь»). Еще задолго до официального открытия служб профессионального самоопределения в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М. А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии.

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профессионального самоопределения были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профессионального определения. Проблемы профессионального самоопределения стали разрабатываться во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова. Еще в 1922 г. в Наркомате РСФСР был рассмотрен вопрос о создании для подростков бюро по выбору профессии. Активно занималась вопросами профориентации молодежи Н.К.Крупская.

В мае 1924 года появилась первая Лаборатория Профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском Институте по изучению мозга. В апреле 1927 года по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М.Бехтерева, Наркомтруд организует при институте мозга первое в СССР Бюро Профконсультации. За 1927-1928 годы обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет – обследовано 7 млн. 600 тыс. человек.

В 1928 году организуются Бюро по Профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году – в Перми, Ярослевле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 годы были открыты 47 бюро профконсультации. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е годы Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьного профессионального определения. Таким образом, в период НЭПа и в начале 30-х гг. вопросы профессионального самоопределения активно обсуждались.

Но уже в 1936 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», затронувшее и работу педологов по оказанию школьникам помощи в профессиональном определении. В 1937 году было отменено трудовое обучение в школе, наблюдалось резкое свертывание профориентационной работы. Таким образом, в период сталинского тоталитаризма – профориентацию, реально связанную с проблематикой свободы выбора (в том числе и профессии), просто запретили.

Только в конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам профессионального самоопределения школьников. В 60-е годы была организована группа профессионального самоопределения в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель – А.Н. Волковский), открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель – Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР - НИИ ТОиПО АПН СССР (руководитель – А.М. Голомшток).

В 60-80 годы (с середины 60-х гг. до середины 80-х гг.) профориентацию не запрещали, но уровень разработок резко понизился.

Правда уже с середины 80-х годов в стране на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, и прежде всего, в плане увеличения свободы выбора. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профессионального самоопределения молодежи. В этот период было сделано довольно много:

- создано более 60-ти региональных Центров профессиональной ориентации молодежи (ЦПОМ), а в районах – множество пунктов профконсультации - ПКП (в Госкомтруде СССР все это курировал О. П. Апостолов, много сделавший для возрождения отечественной теории профессионального самоопределения, а фактически, и для становления школьной психологической службы;

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Память: сущность, процессы, виды, функции
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал C.JI.Рубинштейн, ...

Синдром детского аутизма
Примером искаженного типа психического развития по Лебединскому, является синдром раннего детского аутизма. Этот тип относится к группе эмоционально-волевых нарушений у детей. Он был впервые описан Л. Каннером (1943), который выделил осно ...

Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru