Зарубежная история психоанализа
История психоаналитического движения раскрывает картину развернутого исторического цикла, когда первые провозвестники новой революционной научной идеи под влиянием упорного, резного сопротивления и злобных нападок своих оппонентов могут постепенно превратиться в консервативных, зачастую догматичных, скорее охранителей, нежели искателей истины. Для пионеров, подвергавшихся постоянным оскорблениям со стороны предвзятых и невежественных оппонентов, внутреннее единство становится важнее всего другого. Они начинают считать злейшими врагами не открытых своих оппонентов, но уклонистов в своей сфере, не выдержавших публичных нападок и непопулярности и готовых пожертвовать теми главными достижениями, которое общество не приемлет из-за их новизны и тревожащей душу сущности. Для истории важен факт, что психоаналитические общества так никогда и не смогли избавиться от этого наследства.
После первой мировой войны психоаналитические общества возобновили свою деятельность в столицах Европы и крупных центрах Соединенных штатов. В станинных европейских центрах продолжилось их активное развитие под руководством выдающихся первопроходцев: Абрахама, Ференци и Джонса. В Берлине Макс Эйтингон, Ганс Сакс, Шандор Радо, Франц Александер (1891-1964), Отто Фенихель (1897-1946), Зигфрид Бернфельд (1892-1953), Карен Хорни (1885-1953) и Феликс Бем внесли свой вклад в организацию первого Психоаналитического учебного института, в котором обучалось много студентов-американцев. Спустя год, в 1920 году, несколько опытных аналитиков, таких как Пауль Федерн (1872-1950), Хелен Дойч, Герман Нунберг, Эдвард Хитшман (1871-1957) и другие, организовали Венский институт. В Лондоне к Эрнсту Джонсу присоединилась группа плодотворно работавших психоаналитиков, среди них монтегю Дэвид Эдер (1866-1936), Эдвар Гловер, Джонс Рикман (1891-1951), Джеймс Стрейчи, Элла Фримен Шарп, Джоан Ривьер и Мелани Клейн. Во Франции в середине 20-х годов, после периода сравнительно малой активности, появилась энергичная группа, которой помогала выдающаяся личность - княгиня Мария Бонапарте. В Голландии лидерами голландской школы стали Ван Дер Эмден, Дж. Х.В. Ван Оппюйзен (1882-1950) и очень одаренный Август Стэрке (1880-1954), а в Италии психоаналитическое общество основал Эдоардо Вайсс. Вскоре Отдельные начинания в этой области стали возникать и в Скандинавских странах, и в Бельгии. В Швейцарии после отступничества Юнга к руководству пришли Филипп Сарасен и преподобный Оскар Пфистер (1873-1956), позднее к ним присоединились Хайнрих Менг и Ганс Цуллигер.
Некоторые из психоаналитических обществ организовали свои учебные институты. Преподавание в них велось в основном по системе, принятой в Берлинском институте: теоретические и практические занятия чередовались с обязательным личным психоанализом. Первым официальным педагогом по психоанализу был Ганс Сакс, назначенный Берлинским институтом в 1921 году; Франц Александер первым защитил ученую степень по психоанализу. Во всех учебных центрах были образованы комиссии по отбору претендентов и анализу их личности с целью выбора наиболее способных к психоанализу. Большинство из нынешних институтов психоанализа Соединенных Штатов следуют берлинскому образцу обучения. После Нью-Йорка и Чикаго появились учебные центры и в Филадельфии, Бостоне, Детройте, Топике, Сан-Франциско, а позднее в Вашинктоне, Лос-Анжелесе, Сиэтле, Денвере, Новом Орлеане. Организационное оформление психоаналитической доктрины было в полном разгаре к концу второй мировой войны. Случаи психических заболеваний во время войны давали колоссальный простор для исследований, и многие врачи заинтересовались тогда психиатрией. В Соединенных Штатах влияние психоанализа было огромным, так как здесь не было столь резко, как в Европе, водораздела с академической психиатрией. А.А. Брил, первым переводивший работы Фрейда на английский язык, пользовался в академической среде огромным уважением. А Смит Элай Джелиффе (1866-1945), нью-йоркской невропатолог и психоневролог, и Уильям Алансон Уайт (1870-1937) из вашингтонского госпиталя Св. Елизаветы внесли большой вклад в преодоление разногласий между психоаналитиками и психиатрами из университетских кругов. [15]
Американская психоаналитическая ассоциация тоже стремилась к централизации. С момента зарождения психоаналитического движения его руководители чувствовали, что задачей ассоциации должны быть строгий контроль и руководство подготовкой психоаналитиков. По старой традиции, заложенной еще Нюрнбергским конгрессом в 1910 году, эта задача была доведена центральным комитетам. Однако, когда психоанализ проник на университетские факультеты психиатрии, возникла проблема увязывания психоанализа со всей учебной программой по психиатрии.
Интересные материалы:
Подходы к классификации детско-родительских отношений
Важным фактором психо-социального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоц ...
Восприятие пространства
Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные ...
Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взр ...