Феномен школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить следующие группы факторов, обусловливающих школьную дезадаптацию:
биологические и соматические (органические поражения ЦНС, ЗПР, патологически протекающие возрастные кризисы, тяжелые соматические заболевания, физические уродства);
психические (психические отклонения);
социально-средовые (утрата, идеалов, смена социальных установок, влияние асоциальных микрогруппировок, состав семьи, алкоголизм родителей, материально-бытовые условия проживания, формальный подход родителей к воспитанию детей, стрессовые ситуации в повседневной жизни);
школьный (чрезмерная перегруженность учебной программой, жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, обезличивание ученика посредством строгого соблюдения стандартных требований, грубое, насмешливое, оскорбительное отношение со стороны учителя, ориентация учителя на темповые характеристики учебной деятельности, которые тормозят формирование учебных навыков);
психологический (несбалансированность интеллектуального и мотивационного развития, когнитивная или эмоционально-волевая незрелость, несформированность учебных умений и навыков, игнорирование психологических закономерностей развития, таких как неравномерность психического развития и индивидуальные варианты прохождения возрастных этапов, неадекватный характер взаимоотношений в системе "ребенок - значимые взрослые") [4, 5, 6, 14, 29, 39, 42, 48, 60].
В целом можно сказать, что трудности, возникающие у ребенка при обучении в школе, формируются под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Следовательно, и решение проблемы ШД возможно только при изучении всего комплекса факторов, действующих на ребенка в школе.
Исследователи так же выделяют три основных момента важных для верного понимания феномена ШД:
каждый из факторов крайне редко встречается в изолированном виде, как правило, они сочетаются друг с другом и образуют сложную систему нарушений ШД;
действие факторов не имеет прямого характера, а реализуется через цепь опосредований;
развитие школьной дезадаптации происходит в неразрывной связи с симптомами психического дезонтогенеза, поэтому необходимо анализировать их соотношение в каждом конкретном случае [71].
Таким образом, в настоящем параграфе нами были рассмотрены различные подходы к определению школьной дезадаптации - медико-биологический (М.В. Врона, В.Е. Каган, В.В. Ковалев), психофизиологический (Н.М. Иовчук, А.А. Северный), социально-педагогический (Г.Ф. Кумарина) и социально-психологический (М.Р. Битянова, С.А. Беличева, Н.В. Вострокнутов, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова). В изучаемом понятии Н.В. Вострокнутов выделяет следующие структурные компоненты: когнитивный, поведенческий, эмоционально-личностный. Также нами выделены возможные признаки школьной дезадаптации - связанные с обучением, мотивационно - личностные и поведенческие. Рассмотрены возможные причины возникновения школьной дезадаптации: биологические и соматические, психические, социально-средовые, школьные, психологические.
Интересные материалы:
Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и
педагогике
Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи.
Первая служба по «приисканию» работы в Р ...
Профессионально важные качества
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они ...
Человек, природа и психология
Поистине бесчисленны связи человека с природой. Это сложное и динамическое единство, в котором человек играет все возрастающую роль и интерес к которому существует со времен Античности. Среди глобальных проблем, объективно стоящих перед ч ...