Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
Индивидуальная психология А. Адлера[25] (1993) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде - это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности и т.д. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Слабость переживается как чувство неполноценности. Возможны два основных способа преодоления ощущения неполноценности: компенсация (уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверхкомпенсация недостатков (усиленная тренировка нарушенного свойства до уровня сверхфункционирования).
При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. Это совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности.
Следующее направление, на наш взгляд, которое представляет интерес в рамках изучаемого явления, представлено теорией социального научения, вытекающей из бихевиористского подхода.
Бихевиоризм в качестве самостоятельного направления выделился в начале XX в. Его основание связывают с такими именами, как Э. Торндайк (1993), Д. Уотсон (1998); Б.Скиннер (2000). По мнению авторов, психология должна заниматься предсказанием реального (наблюдаемого) человеческого поведения и его управлением.
Одним из основоположников поведенческой психологии по праву считается Д. Уотсон[26] (1998), сформулировавший принципы поведенческой психологии, а также законы обусловливания. В соответствии с теорией Д. Уотсона и человек приспосабливается к окружающей среде посредством использования наследственных задатков и багажа привычек. Стимул, или предмет, который вызывает реакцию, может исходить от объектов, находящихся во внешней или внутренней среде. Посредством обусловливания диапазон стимулов, на которые реагируют люди, все более расширяется.
Б. Ф. Скиннер (2000) внес особый вклад в развитие поведенческой психологии, так как обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия. В связи с этим Б. Скиннер предложил механизм оперантного обусловливания. При оперантном поведении приспособление происходит не в форме отвечающего на стимул поведения, а путем собственной активности человека. Хотя окружающая среда и играет большую роль в формировании и поддержании поведения, поведение само воздействует на окружающую среду, производя последствия, и также зависит от последствий, произведенных окружающей средой. Вероятность возникновения реакции возрастает как после позитивного, так и после негативного подкрепления. Позитивное подкрепление подразумевает предоставление чего-то - похвала, вознаграждение. Негативное подкрепление подразумевает удаление чего-то неприятного из данной ситуации - избегание наказания. Относительно отклоняющегося поведения, употребление алкоголя, например, одновременно подкрепляется и получением удовольствия (ощущение тепла, удовольствие от вкусной еды, прилив энергии, внимание друзей, праздничная атмосфера), и уходом от проблем (снятие напряжения, уменьшение чувства неуверенности в себе, отвлечение от забот и ответственности).
Интересные материалы:
Печаль
Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция.
Эмоция печали может играть положительную роль в жизни человека. Каким был бы наш мир без этой важнейшей человеческой эмоции. Разв ...
Основные правила нейтрализации уловок-манипуляций
Знание механизма функционирования различных уловок поможет деловому человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных партнеров. Существует несколько способов нейтрализаци ...
Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной
работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих ...