Конфликт как фактор формирования отклонений в поведении военнослужащих
Множество проблем существует сегодня в Вооруженных Силах. Некоторые из проблем современной армии можно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи решаются силами командиров и личного состава. Проблема конфликтов и отклонений в поведении военнослужащих от агрессии до суицидальных действий относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.
Без преувеличения можно сказать, что в современном российском обществе понятие «армия» для большинства, как имеющих, так и не имеющих к ней отношение, прочно ассоциируется с каким либо проявлением отклоняющегося поведения, таким, например, как неуставные взаимоотношения.
В условиях происходящего в настоящее время процесса реформирования и модернизации Вооружённых Сил РФ повышается значение исследования конфликтов и отклоняющегося поведения. Ведь от того, будут ли в вооруженных Силах процветать негативные формы отклонений в поведении или нет, зависит их престиж, статус в обществе, отношение к армии в целом, как среди призывного контингента, так и со стороны их окружения. Падение моральных устоев в обществе, в последнее время, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, выразилась в появлении большого количества негативных форм проявления поведения, как у отдельных военнослужащих, так и между ними. Сюда можно отнести чрезмерную агрессивность, воровство, «дедовщину», самовольное оставление части, суицид и другие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.
Все это не только негативно влияет на настроения личного состава, и отторгают молодого человека от воинской службы, а главное, наносят ущерб престижу Вооруженных Сил и сказывается на общей боеготовности и морально-психологическом состоянии войск, что, в свою очередь, негативным образом отражается на состоянии защищенности нашего государства.
Конфликты, возникающие в воинских коллективах, при межличностном взаимодействии не всегда приводят к отклоняющемуся поведению, но при определенных условиях, например: продолжительность конфликтного взаимодействия, проявление негативных форм взаимодействия между военнослужащими, (таких как физическая и вербальная агрессия и т. п.), которые в свою очередь отражаются на нервно – психической устойчивости, адекватности реагирования в сложных ситуациях, могут приводить к совершению военнослужащими различных отклонений в поведении (А. Я. Анцупов, 1999). Причем определенный вид конфликтного взаимодействия между военнослужащими, может стать причиной совершения определенного вида отклоняющегося поведения. Например, при конфликтном взаимодействии личности с коллективом, будет выше вероятность совершения именно такого вида отклоняющегося поведения, как самовольное оставление части (С. Л. Евенко, 2008). То есть, чтобы снизить уровень совершаемых военнослужащими различного рода отклонений в поведении, надо вести работу по снижению уровня конфликтности в воинских коллективах.
Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, ранняя диагностика отклоняющихся форм поведения военнослужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению конфликтов, которые приводят к совершению отклонений в поведении военнослужащими, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий.
- Проблема конфликтов в отечественной и зарубежной психологии
- Психологический анализ механизмов влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
- Теоретическая модель психологического исследования проблемы влияния конфликтов на совершение отклонений в поведении военнослужащими
- Заключение
Интересные материалы:
Философские и естественнонаучные
предпосылки психоанализа
Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной ид ...
Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих ...
Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных
технологий
Продолжая рассмотрение вопроса об использовании информационных технологий в учебном процессе, остановимся на физиологических аспектах и гигиенических нормах работы за компьютером как взрослых, так и детей. В основу будут положены новые ро ...