Основные подходы к изучению специальных способностей
Музыкально-ритмическая способность, по Ю.А.Цагарелли, представлена тремя уровнями: сенсорно-перцептивным, представленческим и мыслительным. В структуре музыкального слуха им выделены сенсорно-перцептивный и представленческий уровни. Рассматривая эмоциональную отзывчивость на музыку, отмечает ее иерархическую организацию. На вершине этой иерархии находится внутренняя эмоциональная отзывчивость, связанная с постижением эмоционального содержания произведения, далее следует внешняя эмоциональная отзывчивость, послеконцертные и предконцертные психоэмоциональные состояния и завершает данную структуру общая эмоциональность, лежащая в основе всех проявлений музыканта-исполнителя.
И.А.Левочкина (1986, 1988, 1989) оценивая музыкальные способности, выделяет следующие из них: слух, ритм, музыкальную память (способность запомнить и воспроизвести мелодию, ритм, тембр), эмоциональность (степень эмоционального отношения к музыке) и логическое мышление (способность проникать в структуру музыкального произведения, вычленять его компоненты). Данная классификация пересекается с выделенными Б.М.Тепловым музыкальными способностями (ритмическое чувство, ладовое чувство, способность к слуховому представливанию). Так, способность к эмоциональному переживанию мелодии, выделенная И.А.Левочкиной, пересекается с понятием «ладовый контроль» по Б.М.Теплову. Выделенная Б.М.Тепловым способность к слуховому представливанию в определенной мере включает в себя и музыкальную память, и умение выделять логическую структуру музыкального произведения. Таким образом, классификация И.А.Левочкиной является более дробной, но в целом соответствует классификации Б.М.Теплова.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что вопрос о структуре музыкальности, о музыкальных способностях, входящих в нее, не решен окончательно. Наиболее часто исследователи выделяют следующие музыкальные способности (таблица 2):
Таблица 2
Контент-анализ взглядов ученых на структуру музыкальности
Ф.И.О. автора |
Муз. слух |
Муз-но-ритмич. чув-во |
Эмоц. отзывч.н а муз. |
Технич. способности |
Музык. память |
Музык. мышление |
Музык. воображение |
Психомотор, сп-сти |
Муз-но язык, сп-сти |
Выс. уровень общ.р-я |
Ветлугина Н. А. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Готсдинер А.Л. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Кирнарская Д.К. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Левочкина И. А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
Назайкинский Е.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Науменко С.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Тарасова К.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Теплое Б.М. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Римский-Корсаков Н.А. |
+ |
+ |
+ |
Интересные материалы:
Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе "первобытного" мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.
Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, пред ...
Функции эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, ...
Этапы развития
Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приёмов и демонстрации способности контролировать пр ...