Ответственность в младшем школьном возрасте
4) Осознание того, что придётся держать ответ, отчитаться перед теми людьми, для которых или по просьбе которых поручения или обязанности выполняются.
Очевидно, что каждый из выделенных показателей сам по себе не может служить единственным объективным показателем ответственности, так как отражает какую-то одну сторону этого качества. Известны, например, случаи правильной оценки ребёнком своего отношения или отношения других людей к общественно значимой деятельности, а реальное поведение его не соответствует этому. Бывает и так: ребёнок пунктуально выполняет все действия, доводит дело до конца, но относится к нему формально. Он не испытывает морального удовлетворения от успешного выполнения. Ему безразличны результаты общего дела, значимость этого дела для других людей. Поэтому только взятые все вместе: понимание значимости и необходимости выполнения, характер действий, эмоциональное состояние и готовность отчитаться – позволяют представить уровень развития ответственности ребёнка [11, с.234-240].
Ответственность как понятие, характеризующее моральную деятельность человека, тесно связана с категорией долга. Она проявляется в понимании личностью своего отношения к деятельности как к долгу перед обществом, чувство долга в отношении к коллективу, товарищам по классу, другим членам семьи развито, но оно ещё недостаточно устойчиво и не вполне самостоятельно. В проявлениях этого чувства были подмечены индивидуальные и типические различия.
Н.Д. Левитовым было выделено четыре группы младших школьников в зависимости от того, насколько у них сформировано чувство долга к другим людям.
К первой группе относятся дети, у которых чувство долга сравнительно устойчиво, они могут оценивать поступки с точки зрения норм общественного поведения, имеют чувство ответственности перед коллективом.
Вторая группа – дети с неустойчивым чувством долга, проявляющимся в отдельных нравственных поступках. Во многих случаях это дети слабовольные и нетрудолюбивые.
Третья группа – дети с довольно сильно развитым чувством долга, но лишь в одном направлении: только к коллективу, только к родным или только к товарищам.
Четвёртая группа – дети с весьма слабым чувством долга. Некоторые из этих детей в школе послушны, но чувство долга по отношению к коллективу, к товарищам и к родным у них проявляется редко [14, с.167-169].
К. Муздыбаев отмечает, что для успешного формирования ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей; радовался или огорчался за результат; получал оценку своей деятельности со стороны взрослых и сверстников; понимал необходимость держать ответ за исполнение возложенных обязанностей. Всё это может быть усвоено благодаря активному включению ребёнка в сложную сеть социальных отношений [16, с.134-136].
1. Младший школьный возраст сопровождается сменой социальных отношений и приобщением ребенка к новому виду деятельности, что создает значительные трудности. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные и физические нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, провоцируя развитие ШД.
2. ШД может проявляться на физиологическом, психологическом и педагогическом уровнях, оказывая на ребенка негативное влияние.
3. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования ответственности.
школьник ответственность дезадаптация
Интересные материалы:
Общие и специальные способности
Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ...
Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности
у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и разв ...
Методическое обеспечение исследования памяти в различных видах деятельности
К группе методик, на правленых на доказательство и фиксацию самого факта зависимости запоминания от деятельности, относятся следующие методики: освещение слов фонариком, раскладка букв по числу их знаков в азбуке Морзе, целенаправленный а ...