Выделение критериев оценки креативности в различных теориях

Информация » Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения » Выделение критериев оценки креативности в различных теориях

Страница 2

Для выделения других критериев оценки креативности мы должны рассмотреть теории, изучающие креативность.

После исследовании этих теорий, можно сделать вывод, что каждая из них выделяет свои критерии оценки. Например, интуитивизм, как самая ранняя теория, считает, что оригинальные решения приходят к людям как внезапное осенение, инсайт, поэтому механизмы креативности лежат за границами нашего познания. Значит оценить это явление невозможно.

Представители теории бессознательной работы считали, что развитие событий в сфере сознания зависит от хода событий в бессознательной сфере и главную роль приписывали последней. Они утверждали, что в бессознательной сфере происходит хранение, классификация и переработка информации, вследствие чего в сознание попадают совершенно неожиданные идеи решения проблемы. Критерием оценки творческих способностей они считали оценку волевого усилия, которое стимулирует работу бессознательного. Вторым критерием они считали уровень напряженности предшествующей работы. Менее значимыми критериями они считали внимание, восприятие и воображение человека.

Теория конструктивного интеллекта. Концепция проб и ошибок. Представители этого направления утверждали, что источником познания является опыт. Творческая сила ума рассматривалась как способность духа путем ассоциаций образовывать вытекающие из опыта новые оригинальные сочетания. Для того, чтобы принять действительно творческое решение, мы должны провести ряд проб, допуская ошибки, и добиться успеха. Представители этой теории выдвигали в качестве критерия оценки креативности оценку предшествующей деятельности, так как именно предшествующая деятельность является причиной принятия решений. Причем деятельность, которая приводит к принятию креативных решений, является наблюдаемой и регистрируемой.

Теория персервации объясняла направленность творческого процессе у человека тем, что вследствие нарушения нормальной деятельности мозга образующиеся в нем очаги застойного возбуждения надолго удерживают в сознании связанные с ними представления, и поэтому мышление направлено только в сторону творчества. Критерием оценки они считали патологические состояния, возникающие в результате нарушения деятельности мозга.

Представители теории интенциональной направленности и теории детерминирующих тенденций считали, что творческие способности не зависят от внешних раздражителей и ассоциативных влияний. Ими управляет детерминирующая тенденция, которая создает ассоциации. Критерием креативности представители этой теории считали стимулы, которые вызывают детерминирующие тенденции. Эти стимулы могут быть осознанными и неосознанными.

Концепция «понимания» не выдвигала никаких радикально новых идей. Все идеи были уже известны ассоциативной психологии. Но критерий у них был свой – факт неожиданности. Смысл этого факта заключается в том, что креативное решение всегда приходит внезапно.

В дальнейшем концепции «проб и ошибок» и «понимания» объединились. В новой концепции развивалось понятие переноса, то есть применение уже имеющегося опыта на решение поставленной задачи. Также в этой теории возникло понятие «района поиска», которое представляет собой нахождение путем проб и ошибок правильного решения. Постепенно район поиска суживается, и находится решение проблемы. Критерия оценки креативности в этой теории выделено не было[9,с.3-36].

Итак, в качестве критериев оценки креативности ученые выделяют такие показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, уровень психотизма, так как именно умеренный уровень предрасполагает к развитию креативности, легкость ассоциирования, способность сближать отдаленные ассоциируемые идеи, оценочные способности человека, легкость генерирования идей, уровень воображения или фантазии.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектол ...

Cущность и содержание процесса социально – психологической адаптации
Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым ...

Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе
Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в свя ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru