Типы фрустрационных реакций
-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
-апатия ( один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);
-агрессия и деструкция;
-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».
Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.
Два основных направления реакций:
- агрессия,
- отступление.
Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации
Отступление:
физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление – сдерживание себя.
Неосознаваемое отступление – подавление.
Сублимация.
Рационализация – когнитивное оправдание.
Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания).
Фиксация – парализуется вся деятельность.
Регрессия – шаблонная реакция. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями.
Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.
Интересные материалы:
Внешние обстоятельства из жизни невротиков
Среди обстоятельств, всегда повторяющихся в юношеской истории невротиков и, по-видимому, почти всегда имеющих место, некоторые приобретают особую важность, и поэтому я считаю, что их следует особо выделить из других. В качестве примеров т ...
Ценностные ориентации личности как смысловая основа
развития дисциплинированности у сотрудников
Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регули ...
Межличностная аттракция
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово «атракция» обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результа ...