Гендерный подход к исследованию личности
гендерный психологический женщина сотрудник
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст; они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.
В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и тендера[2].
Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Английский термин gender, означающий грамматическую категорию рода, был изъят из лингвистического контекста на рубеже 70-80-х годов XX века, когда в поле общественных наук и стала формироваться новая отрасль научного знания и дисциплина – гендерные исследования. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Этому вопросу были посвящены работы американских феминистских теоретиков Гейл Рубин, Роды Ангер, Адрианны Рич и др. Пол относится к универсальным биологическим отличиям мужчины и женщины.
Введение понятия «гендер» в научный оборот современного социального знания преследовало несколько целей:
- «уйти от» термина «sex» (биологический пол) при интерпретациях проблем полоролевого разделения труда;
- перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный;
- отказаться от постулата о «природном назначении полов»;
- показать, что понятие «пол» принадлежит к числу таких же смыслообразующих категорий как «класс», «раса».
Термин «гендер» (социальный пол, как продукт культуры) появился сравнительно недавно (в 1975 г.) и был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий.
Гендер– специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины, их взаимоотношения между собой. «Гендер» обозначает сумму представлений и ожиданий, которые связываются в обществе с «женственностью» и «мужественностью» [3]. Гендер, таким образом, относится не только к женщине или к мужчине, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме[4] .
Гендер имеет свою историю, которую можно проследить; свою структуру, которую можно исследовать.
На первом этапе своего развития гендерные исследования развивались в рамках полоролевого подхода. Полоролевой подход Т. Парсонса стал первой теорией, объясняющий функционально обусловленное различие мужских и женских ролей в обществе, она помогла осмыслить позиции мужчины и женщины в семье и в системе властных отношений[5].
Интересные материалы:
Изоморфизм физического, физиологического и феноменального
полей
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонента ...
Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей
начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...
Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения
общение восприятие взаимодействие общество
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов ...