Нейропедагогическая структура образовательного пространства
Уровень групповой активации, образовательного стресса на лекции ниже (пассивное восприятие), поэтому лектор вынужден психоэмоционально активировать аудиторию; на семинаре стресс и общая активация высокие, поэтому преподаватель наоборот их снижает, используя средний уровень взаимодействия.
2) Горизонтальные нейропедагогические поля
Трансактный анализ основан на изучении комплексных, стереотипных цепочек коммуникации (стереотипов поведения), которые воспроизводятся в стандартных ситуациях, в частности в виде нейропедагогических позиций
.
В образовательном пространстве учебной аудитории можно выделить четыре поперечных (транс-позиции) и три продольных (цис-позиции) нейропедагогических поля, лежащих в одной горизонтальной плоскости. Эти понятия существуют как ,например, в биохимии (А.В. знает транс-, цис-пространственные изомеры), так и в психологии - трансперсональное, трансдентальное, трансцеребральное и т.д.
Если рассматривать только три транс-поля учащихся, оказывается, что располагающиеся в ним, отличаются в зависимости от своей нейропедагогической позиции особенностями ВПеФ и психологического статуса (рис.4).
Известно, что в структуру общения
традиционно входят (1)коммуникация, (2) перцепция, (3)интеракция (Андреева Г.М.,1997). Отмечено, что учащиеся первого транс-поля активно использует кинестетический анализатор с двухсторонним обменом информации, в том числе невербальной. Поэтому это поле можно назвать с позиции структуры образовательного общения перцептивным.
Учашиеся второго транс-поля характеризуются преимущественно вербальным восприятием материала занятия, преобладает слуховой анализатор. То есть доминируют процессы социальной коммуникации, в связи с чем это поле можно назвать коммуникативным.
Третье транс-поле занимают учащиеся мало вовлеченные в образовательный процесс как на уровне перцепции, так и коммуникации. Преобладает внутригрупповое интерактивное участие, с доминированием по данным НЛП зрительного анализатора. Поэтому данное поле характеризуется как интерактивное.
Естественно, что каждое транс-поле учащиеся занимают в соответствии со своей репрезентативной нейролингвистической системой
: (1) кинестетики (ощущаю, чувствую), (2) аудиалисты (слушаю, говорю), (3) визуалисты (вижу, представля); в зависимости от психотипа, характеризующегося преобладанием одного из компонентов педагогического общения: (1)перцептивный, (2) коммуникативный, (3) интерактивный.
При этом интересны и корреспондируемые особенности основной невербальной коммуникации - мимики
с доминированием участия трех лицевых зон: (1) лоб, глаза - верхняя часть, (2) нос, уши, щеки - средняя часть, (3) рот, подбородок - нижняя часть.
Как писал Э.Берн: «каждое человеческое существо является пленником своего сценария». То есть стереотип трансакции, или подсознательно сложившейся единицы общения, обуславливает выбор учащимся определенной нейропедагогической позиции.
Как располагаются учащиеся в соответствии с традиционной триадой трансакций: Родитель, Взрослый, Ребенок по транс-позициям? Кто как думает? Пожалуйста .
В соответствии с классической структурой трансакцийпервое транс-поле является полем выбора нейропедагогических позиций для «ребенка»; второе транс-поле - для «взрослого»; третье транс-поле - для «родителя».
Таким образом, в зависимости от фиксированной или временной трансакции нейропедагогической коммуникации учащийся играет определенную социальную роль : (1) передняя группа учащихся подобно «детям» непосредственно «играют» в образовательный процесс, полностью принимая те правила, которые предлагает преподаватель в непосредственном контакте с ним; (2) средняя группа учащихся подобно «взрослым» слушают, воспринимают, но на некотором отдалении, соблюдая зрелую психологическую дистанцию, сдержанно реагируют; (3) задняя группа учащихся уподобляется «родителям», снисходительно иногда обращающим внимание на образовательный процесс, без социальной перцепции, лишь интерактивно участвуя в работе группы в целом.
При этом психологическая трансактная позиция соответствует нейропедагогической позиции и расположению учащегося на определенном транс-поле. При этом позиция
характеризуется как интегральная двух-аспектная установка, формирующаяся на базе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения; ее можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиций требует специальных сознательных усилий.
Согласно трансактному анализу, в процессе развития происходит сценарное программирование поведения человека, которое в дальнейшем в значительной мере определяет жизненную позицию человека, его отношение к миру в целом. «Сценарии - это искусственные системы, ограничиваюшие спонтанные творческие человеческие устремления» (Берн Э., 1992). Естественно, что человек с высокой степенью спонтанности или произвольной регуляции психической деятельности способен выбирать различные позиции.
Интересные материалы:
Группа антисоциальных психопатов
Существуют психопаты, главной бросающейся в глаза особенностью которых являются резко выраженные моральные дефекты. Это люди, страдающие частичной эмоциональной тупостью, именно отсутствием социальных эмоций: чувство симпатии к окружающим ...
Функции эмоций и чувств,
их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции:
– Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительным движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, ...
Беременность как психологический феномен
В психологической литературе накоплено немало сведений, касающихся психологии беременных женщин. Зарубежные исследователи рассматривают беременность как время эмоционального кризиса, стресса, поворотного пункта или как некий вид болезни, ...