Этиопатогенез нарушений зрения

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Этиопатогенез нарушений зрения

Страница 1

1. Врожденные

1.1 Генетические (обусловленные наследственной передачей аномалий органа зрения).

Микрофтальм – выраженное изменение строения глаза с уменьшением его размеров и понижением зрения. Анофтальм – врожденное отсутствие глаза.

Чаще всего встречается катаракта – помутнение хрусталика. Реже отмечается пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери. Астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза.

1.2 Эмбриональные (вызваны воздействием на орган зрения патогенных факторов в эмбриональный период – инфекционно-воспалительные заболевания матери, нарушения обмена веществ).

2. Приобретенные. Встречаются реже, чем врожденные. Вызываются внутричерепными и внутриглазными кровоизлияниями, травмами глаз и мозга. Отмечается глаукома – повышение внутриглазного давления с дистрофическими изменениями в тканях глаза; атрофия зрительного нерва; заболевания ЦНС. К прогрессирующим нарушениям зрения относится расстройство преломляющей способности глаза (близорукость и дальнозоркость). Дальнозоркость преобладает у младших школьников, а близорукость увеличивается к старшим классам.

. Острота зрения проверяется по таблицам (А), составленным из 10-12 видов букв или знаков (у детей – хорошо знакомых предметов). Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает соответственно разницу в остроте зрения на 0.1. Острота зрения в норме характеризуется способностью определять знаки десятой строки таблицы на расстоянии буквы 5-й строки, имеет остроту зрения 0.5, а 1-й строки – 0.1.

Если острота зрения ниже 0.1, используется счет пальцев (Б). Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м., обладает остротой зрения, равной 0.09; на расстоянии 2м. – 0,04; 0,5 – 0,01; а с расстояния 30 см. – 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, а видит только свет, равна светоощущению. Если ребенок не может отличать света от темноты, острота его зрения равна нулю.

Классификация нарушений зрения

1. Клиническая (по уровню поражения).

1.1 Нарушение преломляющей способности глаза (рефракции).

1.2 Ретинопатия (поражение сетчатки глаза).

1.3 Атрофия зрительного нерва.

2. Психолого-педагогическая.

2.1 Слепые дети.

А – слепорожденные.

Б – ослепшие.

2.2 Слабовидящие.

Коррекционное учреждение 3-4 видов

В коррекционное учреждение 3 вида принимаются слепые дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже); с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний патологии зрения, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение 4 вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амбилиопией (отсутствие зрения на один глаз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения.

Задачами данных учреждений является обучение, воспитание, коррекция первичных и вторичных отклонений в развитии, формирование компенсаторных навыков (за счет сохранных анализаторов), обеспечение социальной адаптации воспитанников в обществе. При необходимости может быть организовано совместное обучение слепых и слабовидящих детей.

В учреждении 3 вида принимаются дети 6-7 лет, 4 вида – 7 лет. Наполняемость класса – учреждения 3 вида – до 8 человек, 4 вида – до 12 человек.

При этом выделяют три ступени обучения:

1. Начальное общее образование (3 – 4-5 лет; 4 – 4года).

2. Основное общее образование (3 – 5-6 лет; 4 – 6 лет).

3. Среднее общее образование (3-4 – 2года).

На первой ступени образования выявляются индивидуальные возможности детей, вырабатываются приемы самоконтроля и самопроверки, социально- бытовой ориентировки, восполняются недостатки школьных знаний об окружающем мире. На второй ступени, одновременно с общеобразовательной подготовкой, обеспечивается обучение ориентировке, общению, проводится социальная реабилитация, адаптация и интеграция в среде зрячих. Третья ступень обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, сознательное и активное включение воспитанников в жизнь общества.

Особенностью обучения является использование оптических средств коррекции зрения с учетом структуры зрительного дефекта, степени нарушения зрения. Обучение базируется на использование осязательного и зрительно-осязательного восприятия, системы Брайля. Применяются специальные тифлоприборы, нестандартный дидактический материал. С целью компенсации проводят коррекционные занятия по развитию осязательного и зрительного восприятия речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, лечебной физкультуре, ритмике.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущен ...

Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация»
Анализ литературы позволяет выделить ряд факторов, создающих предпосылки для возникновения ШД. К числу данных факторов относятся следующие: 1) Психический фактор – тяжелые психические заболевания у детей, приводящие к инвалидности, встр ...

Внешние обстоятельства из жизни невротиков
Среди обстоятельств, всегда повторяющихся в юношеской истории невротиков и, по-видимому, почти всегда имеющих место, некоторые приобретают особую важность, и поэтому я считаю, что их следует особо выделить из других. В качестве примеров т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru