Познавательные процессы

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Познавательные процессы

Страница 1

А - память. В раннем возрасте память у глухих по многим показателям снижена, в дальнейшем по мере обучения основные свойства памяти улучшаются. Предполагается, что зрительная память у глухих выше, особенно на яркие и основные свойства объектов, но при этом хуже запоминаются второстепенные детали.

Непроизвольная образная память сохранена, а произвольная, требующая аналитической деятельности снижена в связи с общей замедленностью мыслительных процессов. Оценка и вербализация при запоминании объектов и отсроченное воспроизведение менее развиты.

Отмечается задержка развития вербальной памяти в связи с недоразвитием речи. В дальнейшем отмечается компенсаторное развитие образной памяти до уровня слышащих детей. Отмечается искажение буквенного состава слов, нарушение их запоминания, неполное понимание предметных отношений, и, нередко, отсутствие понимания текста. Запоминание улучшается, если в материале более выражен смысл и содержание. Недостаточно запоминается пространственное расположение предметов.

Б-мышление. Это сложный познавательный процесс, включающий анализ и синтез воспринятого и тесно связанный с речью. Поэтому у глухих детей дольше сохраняется элементарный уровень выполнения предметно-действенных заданий в связи с задержкой развития вербально-логического мышления. Поэтому коррекционная работа направлена на развитие функции мышления до уровня словесных обобщений.

Кроме того, отмечается замедленность процессов анализа и синтеза, недостаточная подвижность и гибкость мышления. Процессы сравнения, выделения сходства объектов осуществляется значительно медленнее. Глухие часто называют второстепенные и не воспроизводят важные признаки обьекта.

В дальнейшем в связи с недоразвитием вербального мышления затрудняется переход к абстрактному мышлению. При этом снижается способность воображения использовать предмет в новом функциональном назначении.

Обобщение сужено по объему, страдает многосторонний анализ объектов. Отмечается также недостаточность арифметического обобщения действий.

В - речь. Т.к. глухие дети не слышат речь, то у них не возникает потребность в словесном общении. Они не могут воспринимать на слух речевые образцы и подражать им, не могут определять интонацию, эмоциональную окраску речи.

Поэтому у них формируются оптические образцы слов через зрительное восприятие буквенного состава слова, закрепляемого дактилированием и обучением произношению звуков. Т.е. глухие воспринимают речь не через слух, а зрительно-двигательным путем и лишены самоконтроля произносимых слов. Они позднее овладевают слоговой структурой слов, чем буквенным составом. Это затем затрудняет чтение слов, овладение грамматическим строем языка.

С целью обучения и формирования контакта с близкими глухой ребенок вынужден прибегать к жестам и выразительной мимике. В результате формируется мимико-жестовая речь. В частности, указывающий жест используется для указания и обозначения предмета, мимикой раскрываются качественные свойства предмета.

Предмет могут также обрисовывать в виде контура. Действия также имитируются жестами. Особенностью мимико-жестовой речи является многословность (одному слову соответствуют несколько жестов) и многозначность (одному жесту соответствует много значений).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Типология психологических портретов родителей
Для определения направлений коррекционной помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуац ...

Особенности эмоциональной сферы дошкольника
Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, на ...

Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru