Интеллектуальная депривация
Помещение ребенка в условия искусственной сенсорной изоляции, когда ограничивается поступление информации от сверстников, родителей, окружающей социальной среды. Это оказывает выраженное негативное воздействие на формирование интеллекта. Поэтому с младенческого возраста рекомендуется использование различных сенсорных стимулов для активации его психических функций.
Интеллектуальная депривация связана, с одной стороны, с внутренней невозможностью реализации адекватных функций мышления (наличие аномалии развития мозга); с другой стороны, с ограничением интеллектуального взаимодействия с окружающими. Интеллектуальная депривация может быть вторичной по отношению к сенсорной. Она формируется вследствие недостаточного поступления информации о внешнем мире, общем снижении активности мозга и всех психических процессов.
Поражение центров мозга, ответственных за процессы мышления, вызывают первичную недостаточность интеллектуальных функций. При этом раннее недоразвитие более простых форм мышления ограничивает (депривирует) дальнейшее развитии более сложных форм интеллектуальной деятельности.
Нарушение механизмов мышления затрудняет формирование и других ВПФ. Так как мышление является интегративной функцией, то страдают многие другие психические процессы (внимание, память, волевая деятельность и др.).
Низкий уровень культуры микросоциальной среды, недостаточные ее образовательные условия, редкое общение взрослых с ребенком вызывают внешнюю интеллектуальную депривацию. В этом случае развитие мышления задерживается из-за недостаточного педагогического воздействия на ребенка, отсутствия стимуляции познавательной активности со стороны взрослых (педагогическая запущенность, дефицит социальной информации).
Общая познавательная активность снижается, не развиваются необходимые навыки интеллектуальной деятельности. В результате возникает неуспеваемость, педагогическая запущенность. При сочетании интеллектуальной депривации со стороны социума с биологической недостаточностью данных функций возникают более глубокие нарушения мышления (ЗПР, олигофрения).
В свою очередь наличие интеллектуальной недостаточности вызывает вторичное формирование социальной изоляции. В этом случае сверстники отказываются от общения с данным ребенком или общение носит негативный деструктивный характер. Это также способствует психической самоизоляция, снижение самооценки, уровня притязаний, что усиливает имеющиеся интеллектуальные нарушения.
Интересные материалы:
Возрастные закономерности формирования межличностных отношений в детском
возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностног ...
Эффективный руководитель
Все мы работаем, и нам не безразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто о руководителе вообще, а именно об эффективном руководителе.
Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальн ...
Психограмма супружества
В результате анализа всех аспектов супружества авторы получили ряд данных, которые сводятся в психограмму-заключение. В ней указываются следующие выводы: 1) зоны конфликта в супружестве, потенциальный инициатор конфликта в каждой из зон; ...