Индивидуальность
5) Индивидуальность
(социально-психологические свойства - самоактуализация, самоопределение, индивидуальный стиль и образ жизни, рефлексивные механизмы).
6) Персональность
(это онтологический уровень персоналистических свойств, связанных с нравственно-этической, эстетической, духовной сферами, процессами креативности, социальной интеграции).
4. Четвертичная синтогенетическая структура
Четвертичная синтогенетическая структура связана с образованием наиболее интегрированной организации психологических функций - синтогенетической глобулы
. Ее значение отражено в концепции целостного эпигенеза Э. Эриксона, холистической теории развития педологов, событийной целостности В.И. Слободчикова и др.
Именно в системе подобного уровня сложности зарождается смысл психологической деятельности. В связи с этим функционирование глобулы связано со смыслообразованием
, поэтому ведущая ее функция - креативная. Она реализуется в условиях целостной (глобальной по Джеймсу) Я-концепции, интегрирующей все проявления внутреннего мира человека.
3. Основы синтогенетической периодизации
Таким образом, данная возрастная периодизация основана на синтогенетической структуре индивидуального развития. В соответствии с формами синтогенеза выделяются три основных эпохи:
1. Нейродинамическая эпоха (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);
2. Психодинамическая эпоха (фаза дошкольного детства-кризис самоопределения 24 лет);
3. Социодинамическая эпоха (фаза молодости-кризис умирания).
В эпохах выделяются следующие синтогенетические периоды
психологического развития:
I. Нейрофизиологический период
(реализуемый преимущественно на уровне развития индивидных психологических свойств). Внутриутробная фаза-кризис реагирования 5 мес.
II. Психофизиологический период
(обьектных свойств). Фаза младенчества - кризис осознания 3 лет.
III. Индивидуально-психологический период(субьектных свойств). Фаза дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.
IV. Психосоциальный период
(личностных, персонных свойств). Фаза подростковая - кризис самоопределения 24 лет.
V. Социально-психологический период
(индивидуальных свойств). Фаза молодости - кризис инволюции 45 лет.
VI. Социально-интеграционный период
(персоналистических свойств). Имеет преимущественно общетеоретическое и мировоззренческое значение. Фаза зрелости - кризис умирания.
Каждый период в свою очередь делится на две синтогенетические стадии:
1. Стадию дифференциации
(во внутренней индивидуальной психологической среде)
2. Стадию интеграции
(с внешней психосоциальной средой).
Стадия в свою очередь подразделяется на синтогенетическую фазу и кризис развития
:
1) Фаза дивергенции
(расхождения осей синтогенетического развития) /№1,3,5,7,9,11/
- Кризис структурирования
(сознания, центрального новообразования)
2) Фаза конвергенции
(схождения синтогенетических осей) /№2,4,6,8,10,12/.
- Кризис функционирования
(ведущей деятельности).
Дадим в соответствии с синтогенетической периодизацией краткую характеристику основным возрастным кризисам.
- Кризис рождения (-2мес/+3 нед;средний - 0). Структуирование индивидного сознания, синкретическое новообразование. По В.И. Слободчикову - родовый кризис с разрывом биологического единства, обусловленного концом внутриутробной и началом индивидуальной обособленной жизни.
- Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). Отмечается кризис функционирования ведущей деятельности - непосредственного эмоционального общения. Является также кризисом нейродинамической организации индивида, базисного созревания ребенка («сплошного новообразования» по Л.С.Выготскому). По В.И.Слободчикову это кризис развития самобытности.
Интересные материалы:
Этиология невроза
Факторы, влияющие на формирование неврозов:
1. Фиксация и регрессия.
Два вида регрессии: возврат к первым захваченным либидо объектам, которые, как известно, инцестуозного характера, и возврат общей сексуальной организации на более ранн ...
Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной пе ...
Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников фо ...