Индивидуальность

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Индивидуальность

Страница 2

5) Индивидуальность

(социально-психологические свойства - самоактуализация, самоопределение, индивидуальный стиль и образ жизни, рефлексивные механизмы).

6) Персональность

(это онтологический уровень персоналистических свойств, связанных с нравственно-этической, эстетической, духовной сферами, процессами креативности, социальной интеграции).

4. Четвертичная синтогенетическая структура

Четвертичная синтогенетическая структура связана с образованием наиболее интегрированной организации психологических функций - синтогенетической глобулы

. Ее значение отражено в концепции целостного эпигенеза Э. Эриксона, холистической теории развития педологов, событийной целостности В.И. Слободчикова и др.

Именно в системе подобного уровня сложности зарождается смысл психологической деятельности. В связи с этим функционирование глобулы связано со смыслообразованием

, поэтому ведущая ее функция - креативная. Она реализуется в условиях целостной (глобальной по Джеймсу) Я-концепции, интегрирующей все проявления внутреннего мира человека.

3. Основы синтогенетической периодизации

Таким образом, данная возрастная периодизация основана на синтогенетической структуре индивидуального развития. В соответствии с формами синтогенеза выделяются три основных эпохи:

1. Нейродинамическая эпоха (внутриутробная фаза-кризис осознания трех лет);

2. Психодинамическая эпоха (фаза дошкольного детства-кризис самоопределения 24 лет);

3. Социодинамическая эпоха (фаза молодости-кризис умирания).

В эпохах выделяются следующие синтогенетические периоды

психологического развития:

I. Нейрофизиологический период

(реализуемый преимущественно на уровне развития индивидных психологических свойств). Внутриутробная фаза-кризис реагирования 5 мес.

II. Психофизиологический период

(обьектных свойств). Фаза младенчества - кризис осознания 3 лет.

III. Индивидуально-психологический период(субьектных свойств). Фаза дошкольного детства - кризис созревания 13 лет.

IV. Психосоциальный период

(личностных, персонных свойств). Фаза подростковая - кризис самоопределения 24 лет.

V. Социально-психологический период

(индивидуальных свойств). Фаза молодости - кризис инволюции 45 лет.

VI. Социально-интеграционный период

(персоналистических свойств). Имеет преимущественно общетеоретическое и мировоззренческое значение. Фаза зрелости - кризис умирания.

Каждый период в свою очередь делится на две синтогенетические стадии:

1. Стадию дифференциации

(во внутренней индивидуальной психологической среде)

2. Стадию интеграции

(с внешней психосоциальной средой).

Стадия в свою очередь подразделяется на синтогенетическую фазу и кризис развития

:

1) Фаза дивергенции

(расхождения осей синтогенетического развития) /№1,3,5,7,9,11/

- Кризис структурирования

(сознания, центрального новообразования)

2) Фаза конвергенции

(схождения синтогенетических осей) /№2,4,6,8,10,12/.

- Кризис функционирования

(ведущей деятельности).

Дадим в соответствии с синтогенетической периодизацией краткую характеристику основным возрастным кризисам.

- Кризис рождения (-2мес/+3 нед;средний - 0). Структуирование индивидного сознания, синкретическое новообразование. По В.И. Слободчикову - родовый кризис с разрывом биологического единства, обусловленного концом внутриутробной и началом индивидуальной обособленной жизни.

- Кризис реагирования (4-6 мес.; средний - 5 мес.). Отмечается кризис функционирования ведущей деятельности - непосредственного эмоционального общения. Является также кризисом нейродинамической организации индивида, базисного созревания ребенка («сплошного новообразования» по Л.С.Выготскому). По В.И.Слободчикову это кризис развития самобытности.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Этиология невроза
Факторы, влияющие на формирование неврозов: 1. Фиксация и регрессия. Два вида регрессии: возврат к первым захваченным либидо объектам, которые, как известно, инцестуозного характера, и возврат общей сексуальной организации на более ранн ...

Умственно отсталые дети
В России умственно отсталых детей стали отделять от психически больных, пытаясь воспитывать и обучать, изучать и коррегировать их недостатки в середине XIX века. Понятие «умственно отсталый ребёнок», принятое в российской коррекционной пе ...

Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников фо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru