Понятие "дети с отклонениями в развитии"

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Понятие "дети с отклонениями в развитии"

Страница 3

8. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому особую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.

9. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: "Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития".

В основе большинства отклонений в развитии первичны нарушения в нервной системе или определенном анализаторе, в результате которых возникает атипичное строение или изменение функции определенных органов и психологических систем. В связи с этим отклонения в развитии делятся на следующие группы:

1. По патогенезу

(механизму патологических изменений)

1.1.Органические нарушения. При этом в нервной системе можно обнаружить структурные, биохимические очаги поражения, связанные, с выраженным или длительным воздействием на нервную ткань патогенного фактора или обусловленные наследственной предрасположенностью к ее повреждению.

1.2 Функциональные нарушения. Основаны на динамических расстройствах нервной деятельности, рассогласованности, неуравновешенности работы отдельных психологических систем и зон ЦНС. Это связано с повышенной возбудимостью или эаторможенностью, а также с неустойчивостью функциональных систем.

2. По этиологии

(причины патологических нарушений)

2.1 Наследственные нарушения. Генетические заболевание, в частности, проявляющиеся в нарушениях обмена веществ в ткани головного мозга. Наследуются определенные формы олигофрении, болезнь Дауна, глухота, слепота.

2.2 Врожденные нарушения. Аномалии, связанные с алкоголизмом и наркоманией родителей, неблагоприятным протеканием беременности, что вызывает развитие у ребенка, в частности, умственной отсталости.

Патогенные факторы, действующие на плод в период внутриутробного развития. Это инфекции, физические и психические травмы, токсикозы беременности, интоксикации: неправильное питание матери, ее эндокринные заболевания, бесконтрольный прием лекарственных препаратов; резус-несовместимость плода и матери.

2.3 Приобретенные аномалии

А - Родовые (натальные) нарушения. Механические повреждения плода, внутримозговое кровоизлияние, асфиксия.

Б - Послеродовые (постнатальные) расстройства. Нейроинфекции (менингит, энцефалит, полиомиелит), черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания головного мозга.

2.4. Психогенные нарушения.

А - социально-психологические нарушения, вызываемые, например, неблагоприятными семейными условиями воспитания ребенка (что вызывает, в частности, "педагогическую запущенность").

В - индивидуально-психологические нарушения (как вторичное углубление психологических проблем, вызываемых самим ребенком); явления социальной и психической депривации; проблемы эмоционально-личностного развития ребенка.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновен ...

Основы русских народных традиций, их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, напри ...

Краткая биография З. Фрейда.
Зигмунд Фрейд родился, в 1956 году в местности, ныне принадлежащей Чехословакии, и умер в Англии в 1939 году. Большую часть своей жизни он провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru