Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Информация » Психологическая сущность дисциплинированности » Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Страница 5

Изучение ценностных ориентаций личности основано на понимании их мотивационно-смысловой природы. При этом изучается функция мотива (ценности), состав образующих ее компонентов определяющая этот мотив потребность, сила его мотива, его вектор: достижение, избегание, процесс интериоризации социальных норм, взаимодействия различных групп мотивов, их совместимость.

В настоящее время применяются следующие критерии зрелости (развития) ценностных ориентаций дисциплинированного поведения:

- осознанность: понимание человеком основных жизненных ориентиров (целей, идеалов, личностных качеств). При этом осознанность может выражаться в форме сознательности (конкретности) и несознательности (абстрактности);

- организованность: структурное построение ориентаций, степень различия и сходства между различными ценностями, понимание человеком главного и второстепенного. Организованность может носить форму выраженности или аморфности;

- внутренняя согласованность ценностей: степень совпадения качественных характеристик ценностей, находящихся на одинаковом уровне организации (иерархии). Здесь важно обратить внимание на гармоничность или противоречивость ценностей;

- устойчивость: соотношение ценностей, определяемых социальными нормами и ценностей, определяемых потребностями. Преобладание социально одобряемых ценностей придает системе ценностных ориентаций устойчивость;

- нормативность: соответствие структуры и содержания ценностных ориентаций теоретическим концепциям или гипотезам. Она выражает методологические установки исследователя, степень принятия человеком сложившихся ценностных ориентаций;

- одобряемость. Она может быть полная или условная.

Исследователь мотивации Х. Хекхаузен предположил, что сам мотив включает в себя: потребность, побуждение (осознаваемая потребность), влечение (неосознаваемая потребность), склонность, стремление и т.д.

Итак, при исследовании ценностей необходимо различать четыре категории:

Мотив: собственно побуждение, связанное с предметом, который может удовлетворить насущную потребность.

Ценность: представления о приемлемых способах поведения (деятельности), усвоенные на основе социальных норм и имеющие побудительную силу. Они могут усиливать мотив или блокировать его.

Мотивировка: процесс взаимодействия ценностей и реальных побуждений.

Мотивация: процесс регуляции поведения на основе усиления или ослабления мотива ценностями личности.

Для того чтобы действие или поступок стали возможными, в мотивационно-ценностной сфере личности должны быть созданы следующие условия.

Изменение взаимодействия человека с социальной средой должно привести к усилению потребностей (или какой-либо одной потребности).

Актуальная потребность должна быть осознана человеком – он определяет комплекс предметов, которые могут удовлетворить остро переживаемую потребность.

В результате мотивировки стремление должно иметь необходимую силу.

Насущная цель соотноситься с конечной жизненной целью и при соответствии с ней принимается в качестве регулятора, получает значение лично для человека (личностный смысл).

Личные и социальные ценности, усвоенные человеком, и цель конструируют образ способа поведения или деятельности, необходимого для достижения этой цели.

При согласии личных, социальных ценностей, понимании личностного смысла поступка и наличии необходимых способов осознанно принимается решение на достижении цели.

Постоянная корректировка поведения в соответствии с образом результата, изменениями социальных условий и степенью удовлетворения насущной потребности.

Оценка результата поведения, анализ поступка, уточнение собственных ценностей. Корректировка Я-концепции.

Подобный подход можно считать содержанием мотивационного и ценностного анализа поведения человека. На каждом из этих десяти этапов могут возникать различные варианты развития мотивации, приводящие к отклонениям в поведении. Поэтому при анализе поведения сотрудников необходимо уточнить начальный пункт отклонения от программы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности
Среди основных методологических положений российской психологической науки важное место занимает положение о взаимосвязи обучения и развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк и др.). Среди внутренних условий, через ...

Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере учреждений Республики Башкортостан
психотерапевтический социализация специализированный учреждение В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики. Первым шагом на пути создания республика ...

Воспитание и обучение аномальных детей
Воспитание аномального ребенка – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение с целью формирования его личности, всестороннего развития, приспособления к детскому коллективу, интеграции в обществе, компенсации его д ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru