Эмоциональная напряженность

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Эмоциональная напряженность

Страница 3

Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам — усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены. Вот почему очень важно научиться контролировать свои эмоции и управлять ими [20].

Как было установлено в целом ряде исследований (К. Н. Платонова, В.А.Борова, В. В. Васильевой, Р. А. Макаревича, Н. И. Наенко, Н. В. Строгонова и др.), в состоянии сильной эмоциональной напряженности ухудшаются логичность и критичность мышления, затрудняется воспроизведение в памяти, иногда наступает общая заторможенность, переходящая в полный ступор мыслительных операций. В большинстве случаев эти явления прекращаются после исчезновения эмоционального фактора, но иногда могут продолжаться несколько часов и даже несколько дней, а порой принимают характер хронических нервных расстройств. При выраженной и длительной эмоциональной напряженности целесообразно применение мероприятий по психореабилитации [5].

Условия возникновения негативных психических состояний

Вероятность развития негативных психических состояний зависит от наличия и степени определенных факторов риска. Их можно подразделить на условия, способствующие развитию таких состояний, и на причины, эти состояния вызывающие. Примером условий может служить то, что эмоциональной напряженности больше подвержены лица с меланхолическим и холерическим типами темперамента. К причинам, в частности, относятся неожиданность возникновения опасной ситуации, реальная или предполагаемая угроза для жизни, незаслуженные оскорбления, непреодолимая трудность выполнения важного задания.

В. Л. Марищук и М. А. Евдокимов классифицировали основные факторы риска, способствующие возникновению негативных психических состояний у военнослужащих. Рассмотрим эту классификацию.

1. Социально-бытовые факторы:

• неудовлетворенность содержанием государственных ценностей, сомнения в их справедливости, несогласие с системой общественных отношений, своим местом в этой системе;

• недовольство условиями службы, отношением к себе командиров, начальников;

• неудовлетворенность уровнем социальной защиты, денежным содержанием, плохими жилищными условиями, отношениями в семье, условиями работы жен, обучением детей и др.;

• отрицательное влияние нездорового климата в воинском коллективе.

2. Профессиональные факторы, оказывающие непосредственное воздействие в ходе служебной деятельности:

• сознание своей недостаточной военно-профессиональной подготовленности и опасения, связанных с ней конфликтов с сослуживцами, риска стать виновником аварийных ситуаций или получить травму;

• негативное воздействие плохой организации режима военно-профессионального труда, неблагоприятные условия для отдыха, питания;

• длительное воздействие пороговых факторов выполняемой деятельности: шумы, вибрация, электромагнитные излучения, запахи, барометрическое давление и его перепады, вестибулярные нагрузки;

• недостаточно высокий уровень профессионально важных психических познавательных процессов, волевых качеств;

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Межличностные отношения в семье как предмет исследования в психологии
Как известно, человек в процессе своей деятельности, создавая условия своего бытия, вступает в определенные отношения с материальными объектами и с другими индивидами. Таким образом, в самом общем виде все отношения можно разделить на отн ...

Темперамент
Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские черты типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример типизации, выделения общих ...

Экспериментально-психологические исследования в Великобритании в конце 19 века
С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его ра ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru