Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Страница 5

Итак, профессионал видится нам как человек, который может и должен соответствовать требованиям текущего момента – уметь разрывать свою непрерывность, высвобождаться из–под власти стереотипов и порождать совершенно новый, предельно точный, единственно нужный и возможный сейчас ответ. Через такой ответ он впервые обретает новый опыт. Становление профессионала есть движение в пространстве “возможного” человека. Попасть в это пространство и двигаться в нем можно лишь в исключительно собранном состоянии (“полного отсутствия”).

Второе основание – это органическое переплетение, единство процессов профессиональной деятельности и жизни. Надо сказать, что лучшие выпускники ф-та психологии ВУЗов это осознают: “Я не воспринимаю свою профессиональную деятельность как нечто отдельное или другое по отношению к жизни. Наоборот: профессиональные ситуации для меня оказываются такими же серьезными (в каком-то смысле “быть или не быть”), как и жизненные. Точнее сказать, профессиональные ситуации жизни” (из материалов интервью с выпускниками ф-та психологии МГУ).Арз

Можно сказать, что деятельность профессионала всегда имеет личностный оттенок, т.е. в ней всегда отражается и воплощается его личность. Во всем, что он производит, будь то объекты, мысли или поступки, он и соответствует себе, и в то же время узнает самого себя. На этот “узел”, прочно связывающий себя и дело, не раз опирался в своей практической работе К. Юнг: ”…только наши дела покажут, кто мы есть”(2001,с.432).Арз

Третье основание, без которого попросту немыслим процесс профессионального становления, - уровень развития ценностно-смысловой сферы. Сопоставляя творчество Моцарта и Сальери, Б.М. Теплов обращает внимание на то, что именно ценностно-смысловая сфера профессионала является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает этот процесс.

Важно отметить, что студенты нуждаются в специальной проработке своего ценностно-смыслового пространства, в осознании места и роли в нем профессиональных ценностей и охотно и с большим интересом включаются в эту работу. Допустимо использование каких-либо развивающих методик.

Где преподаватель и студент совместно оформляют и осмысливают субъективную реальность студента. Так, в процессе совместной работы создаются условия, для того чтобы студенты сами открывали возможности своей будущей профессии и ориентиры своего профессионального становления.

Важно, также отметить, что деятельностный подход вместе с постулатом непосредственности вывел за пределы психологического рассмотрения и непосредственное переживание психического, заменив его такими опосредствующими понятиями, как деятельность, интериоризация, чувственная ткань сознания.

Феноменологический подход помогает удержать “территорию психического”. «”Феноменологический опыт” – это та рефлексия, в которой нам становится доступным психическое в его собственной сущности, причем рефлексия, которая последовательно проводится, так, что подвижно-текучая специфическая жизнь Я, жизнь сознания не только поверхностно осматривается, но эксплицируется в созерцании в соответствии со своими собственными существенными составными частями и во всех горизонтах».

Феноменологическая программа исследования привела Гуссерля к необходимости решения проблемы интерпсихического. Беря за отправной пункт анализа жизнь отдельного Я, он должен был понять, как можно мыслить такие социально-психологические феномены, как общение и взаимодействие, коммуникация, понимание и трансляция опыта. Поскольку”…универсальная жизнь сознания… выходя за пределы отдельного Я, соединяет любое Я с другим Я в действительной или возможной коммуникации…- пишет Гуссерль, - можно исходить из собственной имманентной жизни и прослеживать ее интенциальность, воспроизводя и сохраняя в чистоте феноменологическую континуальность опыта, связующего одного субъекта с другим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Диагностика детско-родительских отношений
В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта: · актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями ...

Социальные особенности
В начале XX века преобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и мало кто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобы под натиском форсированной индустриализации и урбанизации така ...

Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции: – Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительным движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru