Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»

Страница 4

Профессионализация вообще, и применительно к развитию психолога – профессионала в частности, является длительным и даже противоречивым процессом. Иногда, говоря о профессионализации, выделяют развитие профессиональных знаний и профессиональных умений, между которыми существует довольно интересные взаимоотношения. Знания чаще носят осознаваемый характер. А вот умения – менее осознаваемые и приобретаются в более длительном процессе. Сначала умения осваиваются на уровне сознания, затем по мере освоения умения оно все менее осознаётся, все больше «автоматизируется», ведь невозможно каждый раз задумываться обо всех своих действиях и конкретных операциях. Поэтому очень часто хороший специалист, с трудом может рассказать, как и почему он так хорошо работает. Но иногда необходимо все – таки задумываться о своем труде (например, чтобы совершенствовать его) и тогда возникает проблема соединения осознаваемого знания с неосознаваемым умением, что требует по – новому осознать то, что уже освоено. Постоянное размышление о самом себе и своей деятельности составляет основу профессиональной рефлексии и во многом определяет уровень творчества и саморазвития профессионала – психолога.

Как известно, лучше всего эта проблема решается тогда, когда профессионал начинает сам кому–то объяснять, как лучше работать, то есть занимается преподаванием или «наставничеством». Видимо, поэтому Е.А. Климов считает высшим уровнем развития профессионала уровень «наставничества», когда специалист не просто хорошо сам работает, но и способен передать свой лучший опыт другим специалистам.

Психолог – профессионал должен быть готов не только к трудностям построения взаимоотношений с клиентами, но и к внутренним трудностям, связанным с собственным профессиональным становлением и преодолением так называемых «кризисов профессионального роста». Пугаться этих «кризисов» не следует, ведь только преодолевая какую – то сложность, можно рассчитывать на подлинное развитие себя не только как профессионала, но и как личности. Проблема лишь в том, чтобы реализовать этот «шанс» развития, ведь кризисы, к сожалению, иногда «ломают» человека. Поэтому кризисов надо не бояться, к ним надо готовиться.

Необходимо так же отметить, что для того, чтобы стать профессионалом, необходимы соответствующие основания профессионального становления и условия, при которых возможно их проявление.

Первое основание – творческий подход к делу. Профессионализм соизмерим с творческим отношением к делу. Профессионал непрерывно рождается внутри самой работы, на каждом ее шаге. При этом каждый следующий шаг может не вытекать из предшествующего, а быть моментом порождения чего–то нового – мысли, чувства, понимания, действия. В противном случае человек всего лишь реализует стереотипы поведения, мышления и чувствования, лишенные живой мысли, живого чувства продлевает ранее наработанное, само собой идущее.

Внутренним средством и основным условием профессионального успеха и мастерства является полная вовлеченность в то, что ты делаешь здесь и сейчас. Исследователи в области психологии профессионализма подчеркивают, сколь важно специалисту владеть этим внутренним средством деятельности: «Занимаясь каким-то делом “здесь и сейчас”, важно уметь мобилизовать себя… на полную отдачу сил. И отдача здесь обязательно обернется обретением: наши способности – как умственные, так и физические, как общие, так и специальные – развиваются только в напряженной деятельности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Восприятие пространственных планов
Интерьерное пространство имеет относительное трех частное деление на планы - передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкр ...

Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователи указывают – поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующи ...

Слабослышащие дети
В отличие от глухих детей они обладают остаточным слухом, который могут эффективно использовать в процессе обучения и для общения с окружающими. При врожденной не диагносцированной тугоухости к концу первого года снижается интенсивность п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru