Формы становления личности в процессе её профессионализации

Информация » Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога » Формы становления личности в процессе её профессионализации

Страница 4

В свете сказанного проблема развития и формирования профессионального сознания должна рассматриваться в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма деятельность, сознание, общность. Так, профессиональная деятельность – всегда сознательна и совместна (осуществляется в сообществе); профессиональное сознание – деятельностно и интерсубъективно (существует и возникает в сообществе); профессиональная общность обусловлена включенностью субъектов в совместную коллективно – распределенную деятельность, основывающуюся на сознательном позиционном самоопределении каждого.

В настоящий момент отсутствует сколь–нибудь убедительная концепция (модель) профессионализма психолога, тем не менее, усиление исследовательского интереса именно к проблеме профессионального педагогического сознания вполне оправданно. Оно связано с кардинальным изменением, прорывом в представлениях о сущности труда психолога (в картине существовавшей прежде, в лучшем случае находилось место мышлению). Эти изменения мы связываем с преодолением парадигмы субъект – отношений в деятельности психолога. Теоретической основой этого преодоления для нас выступило различение категорий «деятельность психолога» и «образовательный процесс».

Итак, настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале. Он рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно – исторический контекст профессионального труда. В подлинном «Профессионале» органично соединяются «Личность» и «Мастер».

Трактовка способа существования сознания как рефлексии позволяет представить реализацию ценностного и ответственного отношения психолога к своей деятельности не только как осознание и трансформацию оснований собственных действий, но как осознание и изменение самого способа бытия, проявления субъектности в отношениях с Другим. С этих позиций мы можем утверждать, что профессиональное сознание, помимо способности к рефлексии средств, характеризуется способностью субъекта к ценностно – смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования. Понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно - смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действительность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее.

Страницы: 1 2 3 4 

Интересные материалы:

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевой патологией
Л.М. Шипицина, Л.С. Волкова (1993) в результате исследований, выполненных, в частности, с использованием методики "Цветовых выборов" М. Люшера, выявили некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников I ...

Коммуникативная готовность к школе как составляющая психологической готовности
Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения – сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуника ...

Задача определения собственного способа проживания жизни
Данная задача является одной из наиболее трудно осознаваемых, а также и вызывающей наибольшие затруднения при ее решении. Компенсируется это ее менее частой встречаемостью. Речь идет о том, что период ухаживания может не заканчиваться бр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru