Формы становления личности в процессе её профессионализации
В свете сказанного проблема развития и формирования профессионального сознания должна рассматриваться в единстве трех оснований бытия человека, представляющих собой целостную модель любого профессионализма деятельность, сознание, общность. Так, профессиональная деятельность – всегда сознательна и совместна (осуществляется в сообществе); профессиональное сознание – деятельностно и интерсубъективно (существует и возникает в сообществе); профессиональная общность обусловлена включенностью субъектов в совместную коллективно – распределенную деятельность, основывающуюся на сознательном позиционном самоопределении каждого.
В настоящий момент отсутствует сколь–нибудь убедительная концепция (модель) профессионализма психолога, тем не менее, усиление исследовательского интереса именно к проблеме профессионального педагогического сознания вполне оправданно. Оно связано с кардинальным изменением, прорывом в представлениях о сущности труда психолога (в картине существовавшей прежде, в лучшем случае находилось место мышлению). Эти изменения мы связываем с преодолением парадигмы субъект – отношений в деятельности психолога. Теоретической основой этого преодоления для нас выступило различение категорий «деятельность психолога» и «образовательный процесс».
Итак, настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале. Он рассматривается как целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. Профессионал удерживает культурно – исторический контекст профессионального труда. В подлинном «Профессионале» органично соединяются «Личность» и «Мастер».
Трактовка способа существования сознания как рефлексии позволяет представить реализацию ценностного и ответственного отношения психолога к своей деятельности не только как осознание и трансформацию оснований собственных действий, но как осознание и изменение самого способа бытия, проявления субъектности в отношениях с Другим. С этих позиций мы можем утверждать, что профессиональное сознание, помимо способности к рефлексии средств, характеризуется способностью субъекта к ценностно – смысловому самоопределению, к рефлексии способа своего существования. Понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно - смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действительность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее.
Интересные материалы:
Специфика проявления агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном
возрасте
Дошкольный возраст делят на подпериоды: младший дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы и города. Ребенок открывает мир ...
Понятие дефекта развития
Дефект развития - это физический или психологический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Выделяют следующие формы дефектов: нарушения зрения (слепота, слабовидение), нарушения слуха (глухота, тугоухость), двигат ...
Внутренняя речь, ее особенности, происхождение
В отечественной психологии знаниями о внутренней речи мы обязаны главным образом Л. С. Выготскому. Согласно его исследованиям, внутренняя речь образуется из внешней речи путем изменения ее функции к вследствие этого — ее структуры. Из сре ...