Развитие представлений о понятии «идентичность»

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » Развитие представлений о понятии «идентичность»

Страница 3

В символическом интеракционизме главное внимание уделяется изучению того, как другие рассматривают человека (Я – каким меня видят другие), как он сам себя видит (Я – каким я сам себя вижу) и как соотносятся эти два процесса (Я как сознающий субъект и как объект).

В соответствии с общими характеристиками данного направления, идентичность (личностная и социальная) рассматривается Мидом как феномен социальный, формирующийся в ходе социального взаимодействия. Идентичность в работах Мида - это целостное восприятие себя и социального мира, поэтому структура идентичности включает в себя не просто единство элементов, но и связи между собой и целым.

Символические категории, выработанные в языке, являются одним из инструментов возникновение осознанной идентичности. Человек может назвать свои характеристики и сопоставить их с характеристиками других людей. Кроме того, он выбирает цели, ценности, потребности, т.е. задает содержание идентичности, а общество корректирует нормы и законы ее существования. Так формируются аспекты «Я» и «Мы» в идентичности. «Я» – это часть идентичности, которая отражает неповторимость, индивидуальность реакций человека на социальную ситуацию и является само – детерминацией. «Мы» – это аспект идентичности связанный с усвоенными человеком социально – детерминированными особенностями, привычками, действиями, являющимися социальной детерминацией. Поскольку идентичность рассматривается Мидом как некая целостность, то человек стремиться достичь переживания себя как единого целого в гармоничной связи с окружающим миром. Но, если возникает противоречивое влияние различных социальных групп, то реакция будет появление соответственно различных идентичностей, что может повлиять на противоречивость поведения и прогнозирования [45,с.14].

Символический интеракционизм дал начало потоку социологических исследований в области изучения идентичности и изменил парадигму изучения личности, а именно, сделал ее ближе анализу личности в социальном контексте [28, С. 180 – 188].

В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Исследователь данного направления М. Шериф использовал понятие идентичность, чтобы определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах групповых идентичностей [45, с.18].

На основе анализа литературы, можно сделать вывод, что исследование проблемы идентичности развивается из направления вспомогательной области знания в предмет собственного теоретического и практического исследования. Мы выделили потребность исследователей синтезировать социально и личностные подходы к изучению идентичности.

Изучение идентичности проходило под большим влиянием когнитивного подхода в конце 50 – х начале 60 – х гг.

В когнитивной психологии идентичность рассматривается как важнейшая психологическая структура. Главная идея состоит в том, что впечатление о мире организуется в связные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, которые выступают как регуляторы социального поведения. Теория социальной идентичности является комплексной концепцией, которая базируется психологии личности, социальной и когнитивной психологии. Более выраженную когнитивную направленность она получила благодаря исследованию процесса категоризации, в рамках теории сравнения Дж. Тернера, основанной на работах Л. Фестингера [45, с. 20].

За последние десятилетия этой концепции посвящены дебаты в философии, религии, идеологии [14, с. 64]. Они направлены на понимание центральной проблемы психологии – взаимосвязи между индивидуальным и коллективным: индивидуальное против коллективного, персональная идентичность против социальной идентичность. Изучение идентичности базируется на идее, что каждый индивид характеризуется социальными характеристиками, которые демонстрируют членство в группе, с одной стороны, и персональными или индивидуальными характеристиками, которые более специфичны, уникальны, с другой стороны. Это концепция межличностной и межгрупповой дифференциации.

Для современных исследований идентичности одной из центральной проблем выступает вопрос о закономерностях ее динамики, в частности о закономерностях достижения и поддержания человеком своей положительной идентичности [45,с. 27]. Тэшфел делает вывод о том, что у каждого человека есть стремление к положительному, «хорошему» образу себя, соответственно, одной из основных закономерностей в динамике идентичности будет стремление человека к достижению позитивной идентичности. Таким образом, сравнение «Я образа реального» и «Я образа идеального», запускает актуализацию и развитие идентичности, за которым не редко лежит конфликт (межличностный или межгрупповой).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Период добрачного ухаживания
Период добрачного ухаживания является самым сложным в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни. Поэтому проблема роли добрачных отношений и их влияние на формирование будущей семьи остается одной из актуальных стоящ ...

Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенств ...

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы: ■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деят ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru