Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России

Информация » Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте » Опыт урегулирования конфликтов в подростковом возрасте в малых группах зарубежом и в России

Страница 3

Цель службы - сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтов. Задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Важным результатом разрешения конфликта является а) преодоление враждебности между сторонами и б) участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Встречи участников конфликта, организуемые ведущими (нейтральным посредником) за «столом переговоров», называются программой примирения. Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьёй, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает «градус эмоций» и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт [33].

В службе примирения в качестве ведущих при поддержке взрослого куратора работают сами школьники. Это важно, поскольку:

§ Подростки лучше знают ситуацию в школе;

§ Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

§ Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

§ Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по урегулированию конфликтов) передаётся детям.

Цель ведущих - организовать такой диалог между сторонами, чтобы они избавились от негативных переживаний, связанных с конфликтом и сами нашли способ решения ситуации.

Состав службы примирения: 2-4 пары подготовленных ведущих из учеников школы 5-10 класса, взрослый, курирующий службу и несколько подростков в «группе поддержки» (например, рисуют стенгазеты по ШСП).

В качестве кураторов работают социальные педагоги (Новгород), заместители директора по УВР (Москва), руководитель детской внешкольной организации (Петрозаводск) и уполномоченный по правам ребенка (Волгоград).

Передача информации о конфликтах школьные службы примирения получают от социальных педагогов, из ящика обращений, от сверстников и при этом соблюдается конфиденциальность.

В службы обращаются по разным типам ситуации: конфликты между учениками, ученик-учитель, ученик-группа (ситуации изгоев), кражи, драки, вымогательство, «стрелки», порча имущества, длительные прогулы, национальные конфликты и прочее.

Программа школьной службы примирения состоит из трёх этапов:

1. Предварительные встречи с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с родителями)

2. Примирительная встреча

3. Последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется).

Вывод:

из всего выше сказанного следует, что урегулировать конфликты в подростковом возрасте в малых группах можно следующими способами: медиация ровесников, школьные конференции и школьные службы примирения.

С тех пор, как школы начали использовать медиацию ровесников, количество продолжительных конфликтов между учениками снизилось, так как многие проблемные ситуации разрешаются с помощью медиации еще до того, как они перерастут в конфликт. На практике это означает большее благополучие в школе и, соответственно, лучшие условия обучения для учеников школы.

Результаты исследований показали, что школьные конференции помогают сообща рассмотреть все возникающие проблемы и трудности решения конфликтов и избавиться от них с пользой для всех участников (ученика, учителя, и всей школы).

Школьные службы примирения призваны сменить административно-карательную направленность урегулирования конфликтов среди подростков, на организацию диалога между конфликтующими сторонами, причём в качестве ведущего привлекаются сами учащихся.

Страницы: 1 2 3 

Интересные материалы:

Анализ существующих программ, направленных на коррекцию агрессивности
Существуют различные коррекционные программы, направленные на преодоление агрессивности на разных возрастных этапах. Наиболее разработанными являются программы для подросткового возраста. Примером такой программы может послужить комплексн ...

Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личн ...

Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплино ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru