Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте
Малая группа – это достаточно устойчивое объединение людей, связанных взаимными контактами. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [2].
Основные отличительные признаки малой группы:
§ прямой контакт между индивидами, входящими в состав группы;
§ непосредственное взаимодействие и взаимовлияние членов группы;
§ наличие общей цели и общей деятельности, которая превращается в идентификацию; идентичность с точки зрения других людей из вне;
§ общность нравов, привычек, обычаев;
§ некоторая продолжительность существования в пространстве и во времени;
§ немногочисленность по составу.
К указанным характеристикам необходимо добавить осознание участниками своего членства в группе. Важной характеристикой группы, как мы считаем, является ее размер и уровень развития межличностных отношений.
Общими качествами для малых групп, по нашему мнению, являются:
1. Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы, отсутствие интегративности – разобщенность, дезинтеграция.
2. Микроклимат – определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность – степень принятия групповых эталонов членами групп.
4. Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществлении групповых задач.
5. Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.
Помимо вышеуказанных, малой группе присущи и следующие качества:
1. Направленность – социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
2. Организованность – реальная способность группы к самоуправлению.
3. Интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания и общего языка среди членов группы.
4. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера и преобладающий эмоциональный настрой группы.
5. Волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях [143, с. 67].
Особое внимание в ходе социально-психологического и педагогического изучения малых групп уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения лидерства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальные отношения, возникающие между подростками на должностной основе, фиксируются, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между подростками независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания учащихся друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала на исходном этапе группового развития они бывают относительно безразличными (подростки, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу). Затем могут становиться конфликтными.
Интересные материалы:
Барьер первого впечатления
Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление ч ...
Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности
у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и разв ...
Понимание межличностных отношений в психологии
Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих вз ...