Социально - психологический аспект подросткового возраста
На протяжении всего подросткового возраста потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнёрами в общении, оказывается фрустированной, порождает многочисленные и многообразные конфликты с родителями и учителями. Снижение успеваемости в средних классах может быть порождено самыми разными причинами. Нельзя, «вытаскивая» успеваемость, решить все другие личностные проблемы подростка, а можно лишь сделать наоборот (8).
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х годов. Новые экономические отношения привели к незащищённости подростков на производстве, остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных классах и школах- интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития. В среде несовершеннолетних подростков распространяются стереотипы поведения. связанные с уклонением от учёбы и работы. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5%-совершают преступления - это так называемые трудные дети или педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться , не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Они бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы (4). В связи с этим мы считаем необходимым создание вокруг этих подростков реабилитационного пространства в ОУ, в котором компенсируются недостатки школьного образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
В работе соц. педагогов хорошо зарекомендовал себя подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий так называемых «акцентуаций» характера. ПредложеннаяА.Е. Личко типологизация, даёт возможность наметить пути коррекционной работы в зависимости от типа акцентуации.
В психологии были предприняты попытки выделения специфических школьных трудностей. Часто они обозначаются, как школьная дезадаптация. С точки зрения Д. Стотта, задача выделения типов «трудных» детей является малопродуктивной. Более эффективен, с его точки зрения, путь тщательной фиксации различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребёнка к школе. Методика получила название «Карты наблюдений» Она предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы (8).
Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие нежелания, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа учащихся.
Интересные материалы:
Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования.
На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектол ...
Определение понятия ожидания в межличностных
отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии.
В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" ...
равнение теорий личности
Очевидно, что при рассмотрении столь многочисленных и сложных образований, каковыми являются теории личности, выявляется много характеристик, по которым их можно сравнивать и различать. Здесь мы обозначим лишь некоторые наиболее важные, ч ...