Социально - психологический аспект подросткового возраста

Информация » Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков в условиях образовательного учреждения » Социально - психологический аспект подросткового возраста

Страница 2

У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная причёска, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей.

Всё это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребёнком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желание и возможность в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подросток - это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств.

Личность ещё недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил (7).

Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность

Но, именно в том возрасте мы встречаемся с самым большим количеством так называемых «трудных» детей.

Основные проблемы возраста.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Для подростков важно не просто быть со сверстниками, но и , главное. занимать среди них удовлетворяющее положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах. Неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков. Большинство взрослых, окружающих подростка, не имеют никакого представления о динамике мотивов его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний. Например: в 5-6кл. на первое место выходит мотив занять определённое место в коллективе сверстников, в 7-8кл. центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Начиная с 6 кл. у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате чего они начинают видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи соц. педагога в плане диагностики, коррекции, и особенно профилактики различного рода трудностей, связанных с общением подростков со сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Психологическая коррекция
Методы психологической коррекции используются когда наблюдается отклонение от норм психического здоровья. При этом под психическим здоровьем понимают состояние психического благополучия, характеризующееся отсутствием патологических психо ...

Эффективный руководитель
Все мы работаем, и нам не безразлично, кто нами руководит. В этом разделе речь пойдет не просто о руководителе вообще, а именно об эффективном руководителе. Любая организация, предприятие может рассматриваться в двух планах: как формальн ...

Память: сущность, процессы, виды, функции
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал C.JI.Рубинштейн, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru