Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте
У мотивированных на избегание неудач студентов выделилось 2 значимых фактора: первый фактор с частичной насыщенностью, он представлен высшим (метаиндивидуальным) уровнем интегральной индивидуальности; второй фактор с полной насыщенностью, включивший в себя показатели личностного, психодинамического и метаиндивидуального уровней. По характеру межфакторных связей в этой группе зафиксированы лишь ортогональные связи, то есть одни и те же показатели принадлежат одному фактору. Это является свидетельством того, что структура интегральной индивидуальности более жесткая, менее гибкая и пластичная, что, в свою очередь, снижает уровень адаптированности к окружающей среде.
Таким образом, результаты факторного анализа позволяют заключить, что студенты с высоким уровнем мотивации достижения успеха более приспособлены к условиям существования в современном обществе, поскольку им свойственны такие качества, как целеустремленность, инициативность, эргичность, настойчивость, которые помогают им достигать поставленные цели и делать это с наименьшими для себя потерями. Лица с низким уровнем мотивации достижения Успеха являются более мягкими, добрыми, дружелюбными, готовыми помочь другим, но у них нет качеств, помогающих быть успешными в жизни и деятельности. Эти люди в связи со страхом потерпеть Неудачники стараются «плыть по течению» и показывать «средние» результаты. Сравнительный анализ корреляционных матриц испытуемых с высоким уровнем и низким уровнем мотивации достижения успеха приводит к следующим выводам.
Корреляционный анализ позволяет сравнить особенности индивидуальности как на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), так и вскрыть межуровневые связи свойств.
У высокомотивированных студентов мотивация достижения успеха коррелирует с эргичностью (0,38), темпом (0,37), эмоциональностью (0,39), агрессивностью (0,39), вто время как у низкомотивированных мотивация достижения успеха не имеет значимых корреляций. Эти данные могут говорить о том, что для второй группы испытуемых достижение успеха не является значимым, их устраивает все происходящее в их жизни; получение высоких результатов не самоцель для них. Для первой группы успех в деятельности, высокие результаты и, как следствие, высокая оценка окружающих — цель, которую они достигают с помощью стремления к освоению предметного мира, упорства, настойчивости, эргичности, быстроты реакции на изменяющиеся условия, лабильности в эмоциональной сфере.
Корреляционный анализ между психодинамическим и социально-психологическим уровнями дал следующие результаты. У высокомотивированных студентов наиболее значимая положительная связь, обнаружена между авторитарностью и социальной эргичностью (0,45). Это является свидетельством того, что потребность в социальных контактах и общительность связаны с уверенностью в себе, выносливостью и успешностью в делах. Для испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха наиболее значимая связь обнаружена между альтруизмом и социальной пластичностью (0,42), то есть ответственные перед другими, мягкие, добрые, бескорыстные и отзывчивые люди в то же время являются общительными, склонными к разнообразию коммуникативных программ.
Интересные материалы:
Характер
Черту личности
понимают как устойчивую предрасположенность к определённому поведению, сложившуюся либо в силу наличия определённых потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), в силу наличия определённых привычек, установок ...
Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка.
Из бесед с родителями и из других данных следует, чт ...
Развитие психофизики в 19 веке
Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым. Фехнер предположил, что существу ...