Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Информация » Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

Страница 3

Для изучения влияния мотивации на структурирование индивидуальности были использованы следующие методы:

■ методика диагностики выраженности мотивации к достижению успеха Т. Элерса;

■ опросник структуры темперамента В.М. Русалова;

■ методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

В исследовании принимали участие студенты 2—4 курсов Ставропольского государственного университета, отделения психологии и студенты 2 курса Южно-Российского гуманитарного института отделения психологии, в возрасте 18—21 года. Выборку составили испытуемые в количестве 90 человек. Эксперимент проводился в ноябре 2001 — марте 2002 года.

В ходе исследования решалась задача изучения влияния мотивации к избеганию неудач и мотивации одобрения на особенности индивидуальности на различных уровнях:

■ на уровне целостной индивидуальности (факторная структура; характер межуровневых связей). Для этого использовался факторный анализ;

■ на отдельном уровне (индивида, личности, метаиндивидуальности), то есть уровневые интегральные свойства. Использовался одноуровневый корреляционный анализ;

■ на уровне частных функций и процессов (свойства компонентов индивидуальной структуры).

В результате использования факторного анализа на группе испытуемых с высоким уровнем мотивации достижения успеха

получены следующие данные. Было выделено 5 факторов, из них 3 значимых.

Первый фактор — фактор неудачи. Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: мотивация избегания неудач (0,65), подчинение (0,59), дружелюбность (0,55), зависимость (0,55) — положительный полюс; на отрицательном полюсе расположились авторитарность (-0,61), эгоистичность (-0,61), агрессивность (-0,56). Первый фактор представлен двумя уровнями интегральной индивидуальности — личностным и свойствами метаиндивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Второй фактор — фактор темпа (с отрицательным полюсом). Это фактор с частичной насыщенностью, в него вошли: темп (—0,82), пластичность (—0,71), социальная эргичность (-0,63), альтруистичность (-0,57), социальная пластичность (—0,52), дружелюбность (-0,51). Положительный полюс в данном факторе не представлен. Во второй фактор вошли показатели психодинамического и метаиндивидуального уровней интегральной индивидуальности (частичная насыщенность фактора).

Третий фактор — фактор эмоциональной нестабильности, с отрицательным полюсом. В него вошли: эмоциональность (-0,73), мотивация достижения успеха (-0,57), подозрительность (-0,52). Данный фактор представлен тремя исследуемыми уровнями индивидуальности: психодинамическим, личностным, метаиндивидуальным (фактор с полной насыщенностью).

На группе испытуемых с низким уровнем мотивации достижения успеха

получены следующие данные: было вьщелено 5 факторов, из них 2 значимых.

Первый фактор — фактор подчинения и зависимости, с полной насыщенностью, включает в себя подчинение (0,75), зависимость (0,70), мотивацию одобрения (0,56) и эмоциональность (0,50) — положительный полюс. На отрицательном полюсе расположились агрессивность (-0,61), социальная эргичность (-0,55) и авторитарность (~0,53). Таким образом, данный фактор представлен тремя уровнями интегральной индивидуальности — психодинамическим, личностным и Уровнем метаиндивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Человек и природа. Язычество
Взаимодействие человека с природой насчитывает не одно тысячелетие, оно началось в далекие времена, когда наши индоевропейские общности народов обживали непроходимые леса, болта, бескрайние степи. Они имели свои знания об окружающем мире, ...

Патогенез психосоматических симптомов
Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что психосоматический симптом не имеет символического содержания (т. е., не допускает множественной интерпретации) в той мере, в какой это присуще невротическому симптому. Он возникает в слу ...

«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности (П. Бергер, Т. Лукман, Д. Сьюпер, Л. Тайлер, К. Хойсера), позволил установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я образе». Это вывод был использован для форму ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru