Основные положения об описании мимических жестов
(а) для анализа семантического содержания эмоций и выражений лица нельзя использовать семантические ярлыки типа «жест радости», «удивление» и т.п. Описание смысла должно носить пропозиционный характер;
(б) чтобы правильно определить смысл симптоматического мимического жеста, надо установить все эмоции, в выражении которых он участвует, и выявить смысловой инвариант;
(в) не сами эмоции, а лишь некоторые отдельные их компоненты закреплены за отдельными кинемами. Поэтому толковать надо не комплексное выражение лица, а именно отдельные его жестовые компоненты, из которых данное комплексное выражение складывается.
(г) мимический жест следует соотносить с семантически близкими жестами. Так, надо попытаться установить смысловое соотношение между, например, поднятыми бровями и расширенными глазами, нахмуренными бровями и сжатыми губами, улыбкой и смехом и т.п.
(д) в толкованиях следует использовать по возможности самые простые концептуальные структуры и язык описания
(е) синтез формы и значения целостного выражения лица осуществляется путём применения правил комбинаторики и контекстной реализации. (Руднев 2002)
Русский мимический жест нахмурить брови (нахмуриться). Ещё Ч. Дарвин рассматривал такой жест как отражение возникших затруднений и как «выражение неудовольствия чем-то или кем-то в потоке мыслей или в процессе выполнения каких либо действий. Сюда можно добавить, что нахмуренные брови семантически противопоставлены обыкновенной улыбке.
Нахмуренные брови сами по себе связаны не с чувством рассерженности или неудовольствия, а отражают моментальное состояние, в котором находится человек, обеспокоенный тем, что не может из-за какого-то неожиданного препятствия достичь желанной цели. Нахмуренные брови обычно сопутствуют таким состояниям, как напряжение, раздражение, концентрация интеллектуальных усилий и внимания перед некоторой проблемой или возникшее затруднение в выполнении задания и т.п. (Огнев 2004)
Русский мимический жест сжать губы. Этот жест свидетельствует о решимости человека сделать что-то, от чего ему, возможно, будет плохо, например, молчать в ответ на причинённое ему зло, когда в принципе он мог бы и сказать что-либо (сжатые губы не совместимы с жестом открытый рот) или просто издать какие-то звуки. Сжатые губы характерны также для ситуации, когда человек, терпя боль, решает не поддаваться ей и молчит, возможно, стонет. Другими словами, сжатые губы являются невербальным показателем сильного самоконтроля со стороны жестикулирующего. (Огнев 2004)
В контексте человеческой деятельности, и, прежде всего в акте общения, тело из собственно природной материи превращается в носителя атрибутов человеческой культуры и общественных норм. Можно сказать, что культура воплощается в теле как в некоем пространстве. Существование человека в физическом мире в значительной степени обусловлено тем вниманием, которое человек уделяет телу, и разнообразными по своему характеру телесными действиями, которые он выполняет. Люди в норме свободно владеют своим телом и действуют им применительно к другим материальным объектам.
Среди эмблематических знаков особую роль в выражении разнообразных оценок, в том числе этических, играют позы. Позы – общие конфигурации тела и соотносительные положения его частей, как правило, более статичные, чем, например, жесты рук или ног. Поза всегда наличествует в любой ситуации, поскольку представляет собой биологически обусловленный способ размещения тела в пространстве.
Немецкий психолог и антрополог Альфред Адлер как-то заметил, что если мы хотим понять человека, то должны заткнуть уши и только смотреть на него, тогда мы сможем увидеть всё, как в пантомиме. Подчёркивая важность поз и жестов во время общения, учёный ссылался на известное изречение Мартина Лютера, протестантского священника и реформатора: «Когда вы разговариваете с человеком, следите не за его лицом, а за его кулаками». Действительно, из общей конфигурации тела, из положения отдельных частей и их морфологического строения можно многое узнать, например, о характере взаимоотношений участников коммуникации, об их соотносительном общественном статусе или актуальном эмоциональном состоянии.
Интересные материалы:
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. Честь, достоинство, право, долг и другие характеризующие личность ...
Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение.
Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...
Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...