Социальный стереотип как психологическое явление
В отечественной психологии до конца 50-х годов термин "стереотип" не употреблялся. Хотя проблема изучения шаблонов поведения человека ставилась. Наиболее всесторонне это было рассмотрено П. А. Сорокиным. Не вводя в обращение термин "стереотип", он описал процесс их функционирования в социокультурной группе. "Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы". Он также подчеркивал, что "в каждой группе имеется определенный порядок взаимоотношений . Этот официально групповой шаблон поведения представляет как бы "костяк" группы, на котором дальше выводятся другие, более детальные узоры поведения". Не используя понятие "стереотип поведения", П. А. Сорокин практически описал механизм их действия в социокультурных группах. Он рассмотрел и проблему смены шаблонов поведения, отмечая, что "моментальная, одновременная и тождественная смена шаблонов поведения у всех членов группы… почти не дана".
После работ П. А. Сорокина к проблеме устойчивых форм поведения долгое время не обращались, и только в конце 50-х – начале 60-х годов в отечественной науке появился ряд работ критического содержания, в которых рассматривались проблемы стереотипизации и стереотипов. Тогда же впервые в отечественной науке были предприняты попытки дать определение понятию "стереотип".
В. А. Ядов под стереотипом понимал "чувственно окрашенные социальные образы". И. С. Кон дает такое определение: стереотип – это "предвзятое, то есть не основанное на свежей непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий, мнение о свойствах людей и явлений". Ю. А. Сорокин определяет стереотип как "некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определенным языковым (семиотическим) моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технических принципов, принятых в некотором социуме". Как подчеркивает В. С. Агеев, "нерасчлененное представление о социальных и психологических функциях социального стереотипа, обусловленное смещением уровней научного анализа, приводит к однозначно негативной оценке социальных стереотипов как явления не только социального, но и психологического".
Существование стереотипов в механизме познания носит двойственный, противоречивый характер. С одной стороны стереотипы значительно упрощают процессы познания и творчества, позволяя широко использовать имеющиеся знания и навыки, представляющие собой сложный комплекс стереотипов, а с другой – они же ограничивают нашу возможность познания нового, выходящего за рамки привычных понятий или противоречащего им.
Интересные материалы:
Позитивная и негативная девиация
Однако, необходимо различать, условно говоря, положительную, или отрицательную, или негативную (от лат. Negatives- отрицательный) девиацию.
Позитивная девиация- это такое отклоняющееся поведение, которое хотя и воспринимается многими как ...
Рекомендации по оптимизации памяти в различных видах деятельности
Основной объем информации о мире мы получаем в разговоре с собеседником и при чтении текста. И, как правило, многое из того, о чем мы слышали или читали, запоминается нами гораздо хуже, чем хотелось бы: часть информации попросту не остает ...
Понятие самооценки и ее место в структуре самосознания
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотноше ...