Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития
В последнее десятилетие в отечественной специальной дошкольной педагогике очень много внимания уделяется такому направлению коррекционно-педагогического процесса, как работа специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями психофизического развития. Во многом это обусловлено следующими факторами:
• ранним выявлением проблемных детей и ранним началом коррекционной работы с ними (дефектолог, работая в надомной группе, показывает родителям, как и чем необходимо заниматься, так как дошкольное учреждение пока недоступно малышу);
• появлением различных новых форм организации коррекционно-педагогического процесса, таких как группы кратковременного пребывания в специальных учреждениях, группы надомного обучения для детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, интегрированные группы и др., что требует нового содержания и новых педагогических технологий;
• активностью самих родителей, желающих понять проблемы развития своих детей и помочь им адаптироваться в окружающем мире.
Кроме того, период раннего детства (1-3-й годы жизни ребенка) является как бы сенситивным для оказания поддержки и помощи родителям, воспитывающим проблемных детей.
Помощь специалиста-дефектолога является наиболее эффективной именно в раннем возрасте ребенка, когда отношения в диаде «мать-дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии.
Настоящая работа является продолжением исследований, посвященных изучению характера взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями.
Проведенные ранее эксперименты показали, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет ряд особенностей по сравнению с таковым родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. При этом условно выделены пять тенденций нарушенного поведения матерей при организации ими предметно-игрового сотрудничества со своим ребенком:
• директивное сотрудничество;
• неэмоциональное потакающее сотрудничество;
• речевое взаимодействие;
• отстраняющее взаимодействие, формальное общение.
Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.
Данные методические рекомендации имеют целью рассмотреть возможные формы работы специалиста-дефектолога с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.
Представленный материал предназначен дефектологам, работающим с проблемными детьми раннего возраста, воспитывающимися в семье, а также психологам, работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов.
Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития.
По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет целью:
• оказать квалифицированную поддержку родителям;
• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми. В основу нашей работы с семьями были положены следующие принципы:
• принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог, массажист и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
• принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
• принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
• принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение и т. д.). Специалист не должен говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
• принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественных психологии и педагогике. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и дефектолога).
Остановимся еще на одном, не менее важном принципе работы. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.
Определив цели и раскрыв принципы работы специалиста-дефектолога с семьями, воспитывающими проблемных детей, рассмотрим формы организации коррекционно-педагогического процесса с ребенком раннего возраста с нарушениями в развитии и его родителями.
Как показал многолетний практический опыт работы, наиболее подходящими формами организации являются:
• консультативно-рекомендательная;
• лекционно-просветительская;
• практические занятия для родителей;
• организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников;
• индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
• подгрупповые занятия. Рассмотрим подробно каждую из них.
- Консультативно-рекомендательная работа
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком
- Подгрупповые занятия
Интересные материалы:
Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном
возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет.
А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...
Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен.
Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...
Психологический анализ недостаточности зрения
Многими исследованиями показано, что выключение зрения в целом не тормозит психическое развитие ребенка, если у него нет исходной нервно-психической патологии, и он оказывается в благоприятных условиях обучения и воспитания. В этом случае ...