Мотивы и тактика конфликта
Мотив конфликта –
это внутренняя, побудительная, субъективная сила, подталкивающая субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотив проявляется в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Мотив причина того или иного поступка. Мотив имеется в действиях каждого участника конфликта. Другое дело, что мотивы поведения разных субъектов могут быть не одинаковыми, несовпадающими, а часто и противоположными. По-другому не может быть, так как если конфликт есть противоборство, то и психологические его причины складываются из противоречий, взаимосвязывающих целей и мотивов поведения. В этой связи мотив часто рассматривают как внутреннюю, субъективную причину того или иного поступка. Понятно, что, не имея никакого побудительного мотива, невозможно совершить определенное действие; оно оказывается бессмысленным, ненужным, необъяснимым. Следовательно, раскрыв мотивацию конфликтующих сторон, мы в значительной мере начинаем понимать смысл их противостояния.
Для любого конфликта нужны психологические составляющие:
- мотив конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы, интересы, цели, идеалы, убеждения);
- мотивы сторон (цели, потребности, интересы);
- мотив в конфликте – удовлетворение личных потребностей (ресурсы, власть, духовные ценности); это реализация целей, осознание предвосхищения результатов, во имя которых направлена враждебная деятельность.
Эти мотивы могут быть: стратегическими; тактическими. Но основная цель мотива – нанесение максимального ущерба; чем длительнее конфликт, тем разрушительнее сила.
Интересные материалы:
Особенности развития коммуникативной сферы детей с ЗПР
Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их есте ...
Учет психологических особенностей личности в профессиональном
самоопределении школьников
Уже отмечалось, что в учебном процессе не все явления и возрастные изменения школьников доступны непроизвольному восприятию учителя: состояние заинтересованности, ход его мысли, динамика внимания, способностей.
Этот же аспект затрагивает ...
Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающ ...